На эту публикацию откликнулась начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Архангельске Валерия Анатольевна Щеглова. Участие в беседе принял и Вадим Владимирович Шевелев, начальник Октябрьского отдела Пенсионного фонда.
- Валерия Анатольевна, почему людям приходится выстаивать такие очереди, мучиться, да еще, бывает, уходят ни с чем?
- Проблема с очередями в Пенсионном фонде, действительно, есть. Особенно в центральных отделах. Но эти очереди носят периодиче-ский характер, то есть связаны они бывают либо с выходом нового закона, либо с массовым приемом заявлений на перерасчет, либо с приемом заявлений на отказ от НСУ (набора социальных услуг. - Прим. ред.).
Но при этом нельзя сказать, что мы сидим на своих местах, смотрим на то, как двести человек стоят в очереди, а нам и дела нет до них. Уже шестой год существует наше управление. И все эти шесть лет мы принимаем всевозможные меры. И за это время сделано достаточно много.
Во-первых, два года назад мы изыскали возможность увеличить площадь помещения Октябрьского- отдела Пенсионного фонда на сто квадратных метров. В этот же период мы создали клиентскую службу: было объединено несколько кабинетов. И если раньше люди стояли в крошечном узком коридоре в метр шириной, то сейчас есть большое фойе. А наших специалистов при этом пришлось посадить спиной к спине.
В конце прошлого года было сделано "окошечко". Это было чисто пожелание пенсионеров. В этом окне выдается то, что можно выдать за пятнадцать минут. Порядка восьмидесяти человек ежедневно проходят через это окошечко. То есть эти восемьдесят человек уже не три часа сидят в очереди, а пятнадцать минут.
Есть жалобы, что у нас душно в фойе. В этом году мы планируем установить два дополнительных кондиционера. Также предполагаем установить электронное табло учета очереди.
- А как насчет туалета?
- Мы постоянно занимаемся поиском более подходящего помещения, но найти в центре города помещение площадью 400-500 квадратных метров, соответствующее всем нашим требованиям, достаточно проблематично. У нас были варианты, но по тем или иным причинам мы их отвергали. В нынешнем помещении Пенсионного фонда в Октябрьском округе один туалет имеется. Предназначен он для тридцати сотрудников. Постройка нового туалета - это капитальная перепланировка помещения, а мы на это не имеем права, потому что помещение арендованное. Но я хочу сказать: никогда Вадим Владимирович не откажет, если к нему подойдет бабушка, отсидевшая в очереди, и попросит ключ от туа-лета. И мы понимаем, что если пенсионер недоволен, мы не имеем права его игнорировать, потому что пенсионер всегда прав.
- А, вообще, еще какие-то меры принимаются для того, чтобы сократить очереди?
- И в Октябрьском, и в Ломоносовском отделах Пенсионного фонда у нас есть такая практика - раз в полчаса-час выходит начальник отдела, смотрит, сколько людей сидит, по каким вопросам сидят люди, кого-то куда-то перенаправляет, так сказать, регулирует очередь.
А бывает и так, что проблема кроется в самих людях. Не все пенсионеры ведь разбираются во всем многообразии тех учреждений, которые есть сейчас, - Пенсионный фонд, управление социальной защиты, управление социальной работы. Для них всё это по старинке собес. И потому часто обращаются не по адресу. Процентов десять людей, а может быть, и двадцать, высиживают очередь, а потом оказывается, что они пришли не в ту организацию. Чтобы такого не было, в наших отделах размещены памятки - какая организация какие вопросы решает, и мы рекомендуем с ними ознакомиться.
И еще есть предложение к нашим гражданам. Касается оно отказа от набора социальных услуг. Очереди возникают как раз оттого, что все хотят сдать свои заявления об отказе в сентябре месяце, забывая о том, что их можно сдать в течение девяти месяцев, начиная с января.
- Говорят, очень много в очередях сидит людей, которые в очередной раз пришли- подтверждать свою инвалидность... И каждый раз люди сетуют на то, что это издевательство. Ведь если инвалидность есть, она уже никуда не денется...
- Как раз в последней вашей статье об Октябрьском отделе Пенсионного фонда написано, что бабушка ходит подтверждать свою инвалидность уже двадцать лет подряд, что этого требует Пенсионный фонд. На самом деле делать этого не надо. Справка об инвалидности поступает в Пенсионный фонд из медико-социальной экспертизы, и теоретиче-ски она вообще не должна предъявляться пенсионером в органы Пенсионного фонда. Единственный случай, когда человек на всякий случай может с собой принести эту справку, - это когда он в первый раз приходит подавать заявление на назначение ему единовременной денежной выплаты.
- Этот вопрос задал наш читатель: почему работающие пенсионеры, чтобы получить добавку к пенсии, должны ежегодно ходить в отделение Пенсионного фонда и писать заявления с указанием номера пенсионного удостоверения, номера ИНН и номера страхового свидетельства, если данные о них имеются в Пенсионном фонде?
Вадим Шевелев:
- Речь идет о перерасчете пенсии. То, о чем спрашивает ваш читатель, предусмотрено статьей 173 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".Перерасчет пенсий носит заявительный характер, и это прописано в законе.
- И еще люди интересуются: почему после подачи заявления на перерасчет, например, в декабре 2007 года, увеличенную пенсию человек начнет получать только с июня 2008 года. Почему должен пройти такой большой отрезок времени?
Вадим Шевелев:
- Дело в том, что у нас законодательно установлены сроки подачи организациями сведений о своих работающих гражданах. Начиная с января месяца Управление Пенсионного фонда в течение двух месяцев занимается приемом сведений. Потом в течение двух месяцев эти сведения будут обработаны и загружены в базу данных. И только после этого на лицевых счетах появятся суммы, необходимые для перерасчета каждому конкретному пенсионеру.
- Не так давно кандидат в президенты Дмитрий Медведев сказал, что в России сейчас проводится реформа пенсионной системы. И для многих пенсионеров это прозвучало очень обнадеживающе, ведь пока у нас реализуется только пенсионная реформа для молодых: имеется в виду перевод денег в негосударственные пенсионные фонды, и сделать это могут только люди, родившиеся после 1966 года...
Валерия Щеглова:
- Пока никаких официальных данных об этой реформе у нас нет.
Беседовала Марина ТРЕТЯЧЕНКО