Чиновники поставили диагноз - УДОД

0 0

 Чиновники поставили диагноз - УДОДВ итоге завершилось всё у меня и брата, как положено, - свидетельствами об окончании детской школы искусств. С тех пор прошло уже без малого десять лет. Фортепиано дома стоит до сих пор. И не потому, что выбросить лень. А потому, что в музыкальную школу хотим повести своих детей...

Правда, в "школу" уже не получится. Как школы учреждения начального музыкального образования по всей стране перестали существовать с 2000 года. Статья 26 Федерального закона "Об образовании" присвоила им статус учреждений дополнительного образования. А уже в городах их начали называть учреждениями дополнительного образования детей. Сокращенно - УДОД. А по-простому - кружок.

Сейчас в Архангельске девять музыкальных школ, и все они носят статус УДОДов. Но если в 2000 году беда была только в том, что музыкальные школы понизили в статусе, то теперь, спустя семь лет, преподаватели на деле ощутили, чем чреват этот статус для серьезного образовательного учреждения.

ИЗ ГОУ В МОУ

Наталья Анатольевна Бушуева, преподаватель 31- й музыкальной школы, что на Варавино, председатель профсоюзной организации преподавателей школ искусств Архангельска, говорит, что стало уже совсем невмоготу.

Эксперименты с музыкальными школами начались еще в 90-х годах. Правда, тогда они не протекали так болезненно, как сейчас. Музыкальные школы - бывшие государ-ственные образовательные учреждения (ГОУ) - отдали в ведомство муниципалитетов, и они превратились в муниципальные образовательные учреждения (МОУ). И как сейчас становится понятно, сделано это было с тем, чтобы их легче было преобразовать в УДОДы. Ясно, что из государственного образовательного учреждения кружок по интересам просто так не сделаешь.

ВМЕСТО ФОРТЕПИАНО БУДЕТ ИЗО

Наталья Анатольевна рассказывает о сложной системе музыкального образования в России, о том, что складывалась она десятилетиями, а теперь чиновники хотят подрубить всё буквально на корню. А когда начинает объяснять, какие функции выполняла музыкальная школа в старой системе, становится понятно, что подрублено уже многое.

Так, например, нынешние "музыкальные" УДОДы лишены права готовить преподавательские кадры. Раньше музыкальные школы готовили не только специалистов для профессионального музыкального образования, но также специалистов для педагогических училищ, которые в свою очередь готовят музыкальных руководителей для детских садов и учителей музыки для общеобразовательных школ, и институтов культуры, где выпускают специалистов в области досуговой самодеятельности. Теперь второе и третье направления - больше не задача музыкальных школ. Вернее, УДОДов...

Есть еще вопрос, который Наталья Бушуева хочет задать чиновникам от образования, - с каким багажом детям поступать в музучилища, если в музыкальных школах после присвоения им статуса УДОДов без конца срезают часы обязательных дисциплин? Причем срезают мощно, потому что федеральный план для УДОДов не указ: учреждения дополнительного образования детей сами определяют свою деятельность. Вот и получается, что, скажем, пианисту в неделю полагаются два часа специальности, полтора часа сольфеджио, час музыкальной литературы, час хора, а он и того не имеет. Потому что, к примеру, два часа фортепиано ему заменены на занятие по ИЗО и на групповое занятие по искусству составления букетов.

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЕ, ЗАПИСЬ В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ СТАРАЯ

Интересно, что с присвоением музыкальным школам статуса УДОДов их работникам никто не удосужился изменить запись в трудовой книжке. Во всяком случае, у педагогов 31-й музыкальной школы в трудовой книжке по-прежнему указано, что они работают в ДШИ (детской школе искусств). Прежними остаются и квалификации педагогов, хотя работать теперь им приходится выходя далеко за рамки квалификации. К примеру, у Бушуевой специальность - преподаватель-музыковед. Вести она должна чисто теоретический блок дисциплин. А приходится учить детей игре на фортепиано. Так распределены часы.

За подготовку кадров педагогам больше не платят. Зарплата начисляется за отработанные часы.

А ДЕПУТАТЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ПЕРЕЙТИ НА ХОЗРАСЧЕТ

Наталья Бушуева рассказывает - куда только она не обращалась, чтобы поднять вопрос о возвращении музыкальным школам прежнего статуса. Ходила в прокуратуру, где ей ответили, что мер прокурорского реагирования в данной ситуации не требуется. Взялась читать законодательство. Выяснила, что в 2006-2007 годах правительство обязало вернуть музыкальные школы в ведение субъектов РФ, то есть вернуть им государ-ственный статус. Но в регионах постановление правительства благополучно игнорируют. Наверное, понимают, что таких, как Бушуева, которые читают законодательство, мало...

Но больше всего Наталью Бушуеву потрясло прошлогоднее предложение депутатов городского Совета - сделать из музыкальных школ автономные учреждения. Иначе говоря, перейти на хозрасчет. В этом случае музыкальные школы даже не смогут готовить детей для поступления в музучилища.

ГУБЕРНАТОР СДЕЛАЛ ГОСЗАКАЗ

Еще один документ до глубины души потряс Наталью Бушуеву. Она даже принесла его с собой в редакцию. Документ - Постановление главы администрации Архангельской области от 13 августа 2007 года. Называется - "Государственный региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих в государственных областных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области на 2008 год". В этом длинном списке на девяти листах - почти одни рабочие специальности! Из творческих - только специалисты по производству художественных и ювелирных изделий...

А МОЖЕТ, ВСЁ-ТАКИ ВЫБРОСИТЬ?

Наталья Анатольевна рассказывает, что сколько раз она ни обращалась в администрацию области, ее ни разу не выслушали. Еще рассказывает, есть опасение, что в скором времени может так случиться, что детей со свидетельствами МОУ ДОД не будут брать в музыкальные училища. Долго ли закон выпустить? А я слушаю ее и понимаю, что, пока у меня и у моего брата родятся дети и дорастут хотя бы до пяти лет - возраст, когда уже можно отдавать в музыкальную школу, - музыкальных школ может вообще не стать.

В то, что придется выбросить фортепиано, верить как-то не очень хочется, ведь хотя мы с братом и не занялись всерьез- музыкой, без занятий в этой школе мы, безусловно, были бы другие. Так что пусть пока постоит...-

Кстати, учителя общеобразовательных школ говорят, что дети, которые учатся в школах искусств, сразу выделяются на фоне остальных. Они более усидчивые, внимательные, серьез-ные. И чаще всего - хорошисты или отличники.

Марина ТРЕТЯЧЕНКО


Похожие новости

Последние новости