Лихачёв, Батов, Гапанович... С по-следним облспорткомитет связывал определённые надежды, но Игорь Викторович выше четырнадцатого места команду не поднял, в связи с чем вернулся на прежнюю должность второго тренера.
На пресс-конференции, посвящённой итогам прошедшего сезона и назначению нового главного тренера "Водника" Александра Зинкевича, директор клуба Игорь Ануфриев так и сказал: "У Гапановича не хватило жёсткости, требовательности к игрокам, а ещё он не имеет высшего педагогического образования". Любопытно, но годом раньше характеристики Гапановичу давались совершенно иные, про отсутствие диплома никто не вспоминал и высоких задач команде не ставили.
Кто знает, возможно, Гапанович ещё бы и остался у руля, не соберись игроки "Водника" опять в московское "Динамо". Контракты закончились, подписывать новые с клубом "Водник" игроки не пожелали. На этот раз в расположение команды Сергея Лихачёва двинулись Дмитрий Попутников, Юрий Радюшин, Виталий Клюшанов, Дмитрий Логинов. С каждым сезоном "Водник" превращается в донора для московского "Динамо", команды, где нет ни одной копейки бюджетных денег.
В казанскую "Ракету" пригласили Дмитрия Лыкова, а дальнейшая карьера вратаря Максима Юмина и нападающего Евгения Перевощикова руководству вообще не известна.
По мнению Игоря Ануфриева, игроков сегодня можно удержать в команде только деньгами, а всё остальное не так важно. Тренерский авторитет, климат в коллективе - это всё лирика.
Наверное, впервые руководство "Водника" приподняло занавес над суммой контрактов ведущих игроков клуба. Хоккеисты бюджетной(!) команды получают до ста тысяч рублей в месяц! А потом, по истечении контракта, с удовольствием принимают предложения из других регионов, где им платить будут ещё больше, и спокойно покидают Архангельск.
То есть получается, что спортсмены-хоккеисты жили за народные деньги, за деньги тех же болельщиков, которые, ложась спать, с гордостью думали о том, что у нас есть команда и она может неплохо играть, что в выходные можно пойти на стадион и ещё раз отдать деньги на команду, покупая билет в надежде на зрелищный матч.
А сегодня от "Водника" в очередной раз осталась половина. Покупать игроков клубу не позволяют средства, а за переход игроков "Воднику" в целом перепадёт всего около 300 тысяч рублей, и то не факт.
Мы уже сообщали о том, что бюджетное финансирование, и притом небольшое, около 2-3 миллионов рублей, имеют единицы профессио-нальных хоккейных команд страны. Остальные клубы существуют на деньги спонсоров. "Водник" пока без "дрожи в коленях" может рассчитывать ежегодно на 60-миллионное гособеспечение. Однако при той либеральной системе расчётов и заключения контрактов с игроками, которая существует сегодня в государственном клубе, можно каждый сезон начинать с нуля. Клуб "Водник" напоминает чем-то нашу дорожную сеть. Закладываем (читай "закатываем") миллионы, а сошёл снег - и образовались огромные дыры.
Председатель областного спорткомитета Николай Потеряев к массовым реорганизациям в системе областного спорта относится с душой. Если помните, он инициировал разделение ЦВХМ "Водник" на команду и стадион. Хочется спросить: тогда что мешает Николаю Валентиновичу ввести особый распорядок в клубе "Водник"? Чтобы игрокам было понятнее, что есть разница между бюджетной командой и спонсорской. Подумайте всем своим раздутым штатом "Водника", как призвать к совести и заставить не бегать с места на место игроков, чьи "аппетиты" ублажались за счёт населения Архангельской области?
Мне очень нравится, как это делается на Кубе. Старец Фидель Кастро - просто красавец. Когда его боксёры-профессионалы, олимпийские чемпионы, решили подзаработать на стороне, Фидель сказал, что отберёт у их семей дома, машины и прочие ценности. Вскоре все вернулись на остров Свободы и просили прощения. Пример, конечно, не совсем подходящий, но что-то в этом есть. Это я не про хоккеистов, а про тех, кто намеренно разваливает команду и при этом пользуется деньгами "Водника", строит загородные дома, покупает всё самое вкусное, шикарное, престижное.
Ещё раз повторюсь, зарплата игроков "Водника" под 100 тысяч рублей. Такие деньги получают даже не во всех спонсорских клубах! Потому и более жёсткий подход к системе заключения контрактов вполне уместен.
В прошлом известный игрок "Водника", любимец архангельских болельщиков Александр Зинкевич приехал из Швеции, где проживал с семьёй несколько лет и работал тренером в команде "Бруберг". Надо сказать, что в Швеции, второй стране мира после России по мастерству игры хоккея с мячом, как такового нет профессио-нального хоккея. Все спортсмены там ещё и работают. Александр Владимирович ничем от остальных не отличался и тоже работал учителем физкультуры в школе.
Зинкевичу 44 года. Своей подвижностью и эмоциональностью он напоминает Владимира Янко. На нём отпечаток шведского капитализма до кончиков волос. Он открыт, подтянут, щеголевато одет, говорит протяжно и с акцентом. К коллегам обращается на американский манер: "Николай, Игорь"... Говорит языком профессионала: "я знаю, как это делать", "я вижу катание", "это моё дело", "я провёл тесты"... И более конкретно:
- Положение "Водника" не на высоте, надо поднимать команду на прежние позиции. Резерв есть. Для того чтобы что-то сдвинулось, надо менять всю систему игры. Искать, совершенствовать. А главное, - подчеркнул Зинкевич, обращаясь к Потеряеву и Ануфриеву, - у меня полное доверие к этим людям.
Трудно понять, о каком резерве шла речь? Если о нашей команде первой лиги, то её основу составляют хоккеисты 1990 года рождения. И выпустить их на поле в матчах высшей лиги - значит организовать "похороны". Впрочем, Зинкевичу виднее.
Между тем Зинкевич сказал, что пересмотр зарплат игроков в течение сезона входит в его компетенцию:
- Поверьте, есть хоккеисты, которые не стоят тех денег, которые им платят.
Новый главный тренер "Водника" сказал также, что давно ждал приглашения в родной клуб, чтобы полностью реализовать себя как тренера. И вот такая возможность появилась.
На вопрос "Доволен ли он новым контрактом с "Водником"?" - Зинкевич ответил: "Да". Также он сказал, что у него сейчас нет необходимости работать учителем физкультуры.
Галина МЕЩЕРЯКОВА