На том месте, где сейчас стоит дом, в котором проживает Вера Нифанина, должны пролечь коммуникации для будущего Дворца. А для этого, ясное дело, дом надо снести. Мэрия в суде настаивает, что дом Нифаниной аварийный и что жильцам нельзя там больше жить, и на то, в общем-то, есть заключение межведомственной комиссии.
Вот только Вера Нифанина этому заключению (как, впрочем, и тому, была ли вообще комиссия) не верит. Всё дело в том, что заключение комиссии появилось после того, как Вера Нифанина отказалась от вариантов жилья, предложенных ей частными лицами, которые занимались расселением жильцов дома. Отказалась по очень простой причине: варианты были никуда не годные. (Подробности этой истории - в материале "Правосудию - дворцы. Остальным - что достанется", "Северный комсомолец" от 29 февраля 2008 года.)
Вера Николаевна Нифанина и по сей день ходит в Октябрьский суд, как на работу. Вот только если у нее еще хватает на это сил и мужества, то её соседка Людмила Николаевна Налетова на прошлой неделе в буквальном смысле слова "сдалась" и стала обладательницей комнаты в коммуналке в деревянном доме, который не сегодня-завтра поедет со свай. Никто не говорит, что Налетову выселили из неземной красоты хором - на Ломоносова у нее тоже была коммуналка. Но, во-первых, там условия были куда лучше, а, во-вторых, дом крепко стоял на земле.
19 КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ НА ЧЕТВЕРЫХ - ЭТО ПО-МИРОВОМУ!
В прошлый вторник в Октябрьском суде Людмила Налетова подписала мировое соглашение, по условиям которого ООО "Вега-строй" (в прошлом - ЗАО "Северо-Западная строительная компания", а еще в более далеком прошлом - просто частные лица, занимающиеся расселением жильцов дома по адресу: проспект Ломоносова, 174/2, в обмен на участок земли под этим домом) покупает Людмиле Николаевне комнату площадью 19,8 квадратных метра в коммунальной квартире в деревянном доме по адресу: Попова, 56, кв. 4.
Людмила Налетова внимательно прислушивается ко всему, что говорит судья Оборина, а еще внимательнее - к словам представителей ООО "Вега-строй" и мэрии. Боится, как бы не обманули. Случись что - на улице останется не только она, но и дочь с двумя малолетними детьми, которые также прописаны в комнате.
Стоимость комнаты - 600 тысяч рублей, но судья Оборина в тексте мирового соглашения почему-то предпочитает ее не указывать. На вопрос Налетовой "почему?" - отвечает: "Просто возлагаем на них обязанность оплатить". По условиям мирового соглашения, покупатель - ООО "Вега-строй", приобретатель - мэрия г. Архангельска. Людмила Налетова решила, что приобретать в собственность комнату в деревянном доме, который едва ли не едет со свай, нет смысла. Приобретает эту комнату мэрия и передает ее Налетовой по договору социального найма. И со стороны Людмилы Николаевны это, кстати, очень грамотный шаг - кто гарантирует, что с домом на Попова, 56, не случится то же, что с ее нынешним? Ведь, наверное, когда-то же и на Попова придет элитная стройка, не говоря уже о том, что дом элементарно ветхий.
До 1 мая этого года ООО "Вега-строй" должно заключить договор купли-продажи с мэрией, после чего мэрия должна заключить договор социального найма с Налетовой, и комната перейдет пенсионерке Налетовой, а вместе с ней ее дочери Юлии Чубриковой и двум внукам - восьмимесячному Петру и трехлетней Александре. Сейчас они трое живут на квартире у свекрови. И суд не смутил тот факт, что, случись у Юлии Чубриковой с мужем какой разлад, дети могут вообще остаться без жилья.
По лицам представителей ООО "Вега-строй" и мэрии - все молодые парни - видно, что сделкой они остались довольны. А мне на память вдруг приходит эпизод из рязановских "Старых кляч", тот самый, в котором героиню Ахеджаковой выселили из квартиры в центре Москвы в сторожку на кладбище, дав фальшивый чек на сто тысяч долларов. Бизнесмену Хоменко захотелось квартиру с видом на Кремль. Пришли молодые люди и выселили.
"ВАС ЗАЩИЩАТЬ - ЗНАЧИТ ПЛЕВАТЬ ПРОТИВ ВЕТРА"
Сейчас Людмила Налетова вспоминает всё, что было, как страшный сон. Впрочем, отнюдь не факт, что впереди будет не страшно. Как Людмила Николаевна сама признается, дом она нашла откровенно плохой, он едет со свай, там также рядом идет стройка, нет ванной, а есть только некоторое подобие ванной, сделанное из кладовки, но мыться там нельзя. Впрочем, надеется, что лет пять удастся прожить.
Комнату по адресу: Попова, 56, кв. 4, Налетова действительно нашла сама, потому что молодые люди из ЗАО "Северо-Западная строительная компания" могли найти только жилье в Затоне, на Дамбе или на Сульфате, и в таких домах и с такими соседями, что ужас охватывал. Людмила Николаевна находила варианты лучше, но ей по-просту отказывали. Зато на Сульфат пытались выселить в принудительном порядке через суд.
Людмила Налетова вспоминает, как в 2005 году желающие ее расселить оценили комнату на Ломоносова в 450 тысяч рублей. И на эту сумму начали подыскивать ей другое жилье.
Налетова было возмутилась - все ж таки она не собственница комнаты, а проживает по договору соцнайма. Сходила за советом к людям, знающим толк в жилищном законодательстве. Ей сказали, что, раз в комнате, помимо нее, еще трое прописаны и в том числе дети, мэрия должна дать как минимум двухкомнатную квартиру. Налетова тогда очень обрадовалась, только зря.
Ходила за помощью к депутатам, к правозащитникам. Первые очень благодарили за доверие, и только, а вторые отвечали: "Вы понимаете, что строится Дворец правосудия? Вас защищать - значит плевать против ветра".
Марина ТРЕТЯЧЕНКО