Знаем ли мы, что стоит за актерской игрой, какая подготовка, какие переживания на репетициях, какой упорный труд!.. Зачастую за кадром остаются многие из тех, кто причастен к постановке очередной пьесы. И сегодня мы вместе с Ниной Самойлович, заведующей литературной частью драмтеатра, отправимся туда, куда редко ступает нога рядового зрителя, - в закулисье...
"МЕНЯ ЗАБЛОКИРОВАЛА МУСОРОСБОРНАЯ МАШИНА!"
Одиннадцать утра. Начинается репетиция юбилейного вечера, который состоится в воскресенье. Главный режиссер Петр Суворов нервно ходит по сцене - время начала репетиции уже настало, а некоторых актеров еще нет на месте, опаздывают. Непорядок! В зал влетает актер Константин Феофилов, расстегивая куртку прямо на ходу.
- Извините за опоздание! При выходе со двора меня заблокировала мусоросборная машина. Я не мог пройти, пока она не вывернула все пять баков!
- Ну более уважительной причины я еще не слышал. Начинаем!
На сцене актерский состав, играющий в спектакле "Вишневый сад". У каждого в руках - листочек с текстом. Сегодня первая репетиция с главным режиссером.
- Сколько можно жить с ощущением собственной нищеты и незащищенности? - глядя в листок с текстом, трижды безуспешно пытается произнести Петя Трофимов (Андрей Москаленко), путаясь в шипящих. - Эх, убил бы автора!
- Убери эту фразу! - улыбается Петр Суворов.
Споры, смех, одобрение, несогласие - всё нарастает. Потихоньку становится ясной сюжетная канва - это споры о театре. Любовь Андреевна Раневская (Людмила Советова), всей душой влюбленная в театр, с подозрением относится к переменам и нововведениям. Ермолай Алексеевич Лопахин (Владимир Кулаков), напротив, уверен, что настало время что-то менять, и то, что есть в театре сейчас, - "никому не нужная бутафория".
...А придут ли актеры к общему мнению, увидим в воскресенье.
ДО ПРЕМЬЕРЫ ПЛАТЬЕ НИКОМУ НЕ ПОКАЗЫВАЮТ
Из филармонии направляемся в здание драмтеатра, которое до сих пор ремонтируется. Заходим в пошивочный цех.
Взгляд притягивается к красивому женскому платью, пышному, в многочисленных оборках. Оно готовится к премьере, спектаклю "Завтрак у предводителя", но фотографировать нам эту красоту не позволяют - по театральной примете платье до премьеры показывать нельзя.
Сейчас в театре все костюмы для актеров главных ролей шьются специально, то есть каждый конкретный костюм сшит под конкретного актера или актрису. Если костюм не современный, то для того, чтобы соблюсти необходимую стилистику времени, даже выкройки делаются в соответствии с эпохой костюма.
Платья и ткани выбирает Любовь Подгорбунская - художник по костюмам. Она ходит по магазинам, подбирает всё сама, вплоть до ниток и пуговиц. Именно она, кстати, всех актрис "затянула" в корсеты - до нее никого из женщин не заставить было надеть корсет, неудобно!
Костюмы актерам выдаются дня за три - нужно ведь привыкнуть. Особенно подготовиться нужно женщинам - не так-то просто носить, например, платье с кринолином, и походка должна быть соответствующая, и осанка...
- Я здесь работаю 10 лет, - рассказывает Ольга Плюснина, портная. - Помню, пришла, первые три дня просто ходила и смотрела, тренировалась. Иногда ведь приходится шить очень сложные костюмы! По-пробуй-ка сшей с непривычки средневековое платье!
В КЛАДОВОЙ ХРАНЯТСЯ КОСТЮМЫ 40-Х ГОДОВ
Из пошивочного цеха идем в кладовую. В хранилище костюмов! Как их тут много! Ими заполнено всё помещение. Камзолы, сюртуки - чего только нет! Даже костюмы дедов морозов, сшитые, кстати, еще в начале прошлого века из старой церковной одежды. Настоящий раритет!
Юлия Сядей, заведующая костюмерным цехом запаса, показывает нам старый камзол 40-х годов прошлого столетия. На внутренней стороне спины - огромное количество всяких цифр. Оказывается, раньше, когда костюм использовался в спектакле, на нем ставили номер этого спектакля и год постановки. Сейчас год почему-то ставить перестали. А жаль - глядя на подобные камзолы, чувствуешь самую настоящую связь времен. Правда, старые костюмы теперь в основном используются только в массовках.
- Как я во всем этом разбираюсь? - улыбается Юлия вопросу. - Да я склад уже раза четыре, наверно, перебрала. Когда это помещение ремонтировалось, я все костюмы сама переносила в малый репетиционный зал и обратно. А каждые два года у нас - инвентаризация, то есть каждый костюм на счету.
Там же хранится и обувь, и бутафория (головные уборы). Моль, конечно, не дремлет, но с ней борются.
"В ПЛАНЕ ОБУВИ МЫ НЕ НА ЗАДВОРКАХ!"
Анатолий Лутьянов, этот приветливый, улыбчивый мужчина, раньше работал на обувной фабрике "Северянка", прошел путь от рядового сотрудника до начальника цеха, инженера-технолога. Проходил практику на многих именитых обувных фабриках страны, был в зарубежной командировке в Польше. Теперь вот "Северянка" развалилась, и Анатолий стал трудиться в драмтеатре ремонтировщиком обуви. Зарплата здесь, конечно, невысокая, зато стал, так сказать, ближе к культуре.
На стенах - плакаты с изображениями рок-групп, богатый стенд с вырезками газетных публикаций на театральные темы. Журнал про новинки в области изготовления обуви соседствует с журналом по звукорежиссуре.
- Тоже увлекаюсь...- улыбается Анатолий.
Работает Анатолий в театре не так давно, и пока что он лишь ремонтирует обувь, возвращает ее к жизни. А хотелось бы заниматься и изготовлением обуви, благо образование и опыт это делать позволяют. Только необходимого оборудования, к сожалению, пока что нет.
Вот мужские сапоги - нужно заменить подошву с танцевальной на обычную. Вот женские сапожки - нужно подправить, подогнать под конкретную женскую ножку. Вот старинные ботиночки "времен Крупской" - они тоже ждут, когда обувной мастер приложит к ним свою руку.
- А на спектакли ходите? - спрашиваю я. - Интересно, наверно, посмотреть, как обувь на актерах сидит?
- Знаете, вот готовую обувь носят все, а как она изготавливается, мало кто видел. Так и со спектаклями... Поэтому я больше люблю ходить на репетиции, люблю смотреть на черновую работу. Мне интересно наблюдать за работой актеров, режиссера. И за обувью наблюдаю, конечно. Пусть мы не Париж и не Лондон, но в обувном плане наш театр уж точно не на задворках! Стараемся!
Марья ЛОГИНОВА