При этом ЕГЭ продолжает "меняться в лице". В этом году у него масса особенностей по сравнению с прошлым годом, и специалисты областного департамента образования и науки на вопрос, определена ли схема сдачи экзамена в штатном режиме, отвечают отрицательно. Не определена. ЕГЭ не вычищен и не отшлифован, он будет меняться дальше. Как?
РУССКИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО, ЛИТЕРАТУРА - НЕТ
В среду на пресс-конференции руководитель областного департамента образования и науки Владимир Мигунов рассказал, чем ЕГЭ-2008 отличается от ЕГЭ-2007. Во-первых, осталось лишь два обязательных предмета: русский язык и математика, литература из списка обязательных исключена. Экзамены по выбору остаются прежними. Во-вторых, система "плюс один" в этом году сохраняется, но только при выставлении оценки по математике, русскому языку и литературе (в 2007-м система "плюс один" действовала в отношении девяти предметов). В чем заключается система: если у выпускника в журнале за год "три", а ЕГЭ написан на "два" - в аттестате будет "три". Если разница в оценках больше одного балла (в журнале "пять", а ЕГЭ написан на "три"), то итоговую оценку вычисляют как среднее арифметическое. Система, прямо скажем, комфортная, но сохранится ли она, когда ЕГЭ перейдет в штатный режим, неизвестно. По словам Владимира Мигунова, в течение этого года Министерство образования решит, оставить ли математику в числе обязательных экзаменов. Математика - экзамен дюже уязвимый. Возможно, лучше будет сделать его выборным для тех, кто пойдет по соответ-ствующему профилю учиться.
Если раньше выпускники вечерних школ проходили итоговую аттестацию в форме Единого госэкзамена по желанию, то теперь он для них обязателен. Свидетельство ЕГЭ стало действительным не полгода, как раньше, а все полтора. То есть выпускники могут поступать в следующем году с результатами предыдущего года. И еще: теперь свидетельство ЕГЭ заверяется "живой" подписью директора школа, а до этого все свидетельства удостоверяла электронная подпись директора областного департамента образования и науки.
НА ЕГЭ - В ВОЛОГДУ
По словам Ольги Дитятьевой, начальника отдела дошкольного, общего и дополнительного образования, с нового года в форме Единого госэкзамена можно будет сдавать иностранный язык (к слову, с этого же года регионы потеряют право самостоятельно определять, какие экзамены проводить в форме ЕГЭ). Сейчас - нельзя. А некоторым выпускникам - нужно. Поэтому им разрешают сдавать экзамен в Вологде, где иностранный язык включен в перечень предметов, по которым ЕГЭ проводить можно. В прошлом году в Вологду ездили два наших выпускника, в этом - будет сдавать иняз у соседей одна архангельская выпускница.
Много нареканий вызвали в этом году сроки сдачи: экзаменационный период перенесен на две недели раньше. Ольга Дитятьева говорит, это решение Министерства, которое стало известно департаменту только в марте. И понятно, что отдуваться за него тоже департаменту. Некоторые родители уже заявили, что готовы подавать в суд: времени на подготовку мало, учебная программа не выполнена.
А сроки следующие: 19 мая - обществознание, химия; 22 мая - физика, история России; 26 мая - биология, география, литература; 29 мая - русский язык; 4 июня - математика; 10 июня (резервный день) - русский язык, химия, физика, биология, география; 11 июня (резервный день) - математика, литература, обществознание, история России.
СИДЕТЬ ДОМА И ОТСЛЕЖИВАТЬ СВОЙ РЕЙТИНГ
В прошлом году от консультанта департамента Всеволода Осипова я услышала идею создать единую систему конкурсного приема. Ведь как сейчас поступают наши абитуриенты? Подают документы во все три областных вуза и еще в пару ссузов, а потом выбирают, куда в конечном итоге пойти учиться. Поэтому есть мысль создать сайт, все учебные заведения будут заносить данные своих абитуриентов, а затем выстраивать их рейтинги по каждой специальности. Абитуриент заходит на сайт и смотрит: здесь я не прошел, здесь прошел, но учиться не хочу, а здесь прошел и всё меня устраивает. Потом берет оригиналы свидетельства ЕГЭ и аттестата - и бегом на зачисление. При этом он автоматически вычеркивается из рейтингов других учебных заведений.
В идеале такая система должна заработать по всей стране одновременно. Ведь результаты ЕГЭ можно посылать в другие регионы по почте. А потом сидеть дома и отслеживать свой рейтинг не только в своем регионе, но в дальних вузах, куда тоже подал документы. Что это дает? Мобильнее становится абитуриент, а у вузов появляется возможность "завлекать" к себе студентов из других регионов - и вырастает межвузовская конкуренция. Представьте, как интересно это будет выглядеть сейчас, когда сокращается численность выпускников школ и одновременно реализуется нацпроект "Образование"! Вуз вывесит информацию о том, что он получил президентский грант, и абитуриент, который проходит сразу в несколько учебных заведений, сможет выбирать: у этого университета есть дополнительные средства из федерального бюджета, а у этих-то нет...
В Новгородской области (кстати, регион - один из лидеров по внедрению ЕГЭ) единую систему конкурсного приема уже опробовали. Результаты любопытные. Например, удается отследить, из каких районов больше выпуск-ников поступает и куда, какая специальность самая востребованная в том или ином районе области и так далее. Конечно, такой материал есть у нас и сейчас, но по каждому вузу в отдельности, и то если вуз сам его собирает и анализирует. А так эта информация станет общедоступна.
В нашей области единая система конкурсного приема не введена до сих пор. Проблемы - финансовые и технические. К тому же федеральный центр недавно заявил, что вскоре будет создавать общероссийскую систему. А лезть вперед батьки регионам как-то не с руки...
МЕДАЛИ ПРИГОДЯТСЯ РАЗВЕ ЧТО ДЛЯ ПОРТФОЛИО
С будущего года отменят и льготы при поступлении для медалистов. Медаль сможет пригодиться разве что для портфолио. Есть слухи, что со сменой руководителя Рос-обрнадзора (Виктора Болотова называли главным "технологом" ЕГЭ) изменится и политика по ЕГЭ - станет мягче. И большую роль при поступлении ребенка будет играть его портфолио - его "внеаттестационные" достижения: победы в соревнованиях, общественная и творческая деятельность и так далее.
Витают в воздухе и еще пара тенденций. Например, говорят, что неофициально Министерство уже преду-предило регионы: когда ЕГЭ станет штатной процедурой государственной аттестации выпускников, все расходы по проведению как "первой", так и "второй" волны лягут на плечи областного и муниципальных бюджетов. Пока ЕГЭ шел в режиме эксперимента, расходы на его проведение частично компенсировал федеральный бюджет.
Хотя предполагается, что "вторая волна" будет с каждым годом сокращаться и в идеале вообще сойдет на нет. То есть все, кто захочет по-ступать в вузы и ссузы, должны будут сдать ЕГЭ в мае-июне. Вузам только останется такого-то июня открыть двери приемных комиссий и дожидаться абитуриентов со свидетельствами. А потом такого-то июля закрыть двери приемных комиссий, устроить рейтинг среди свидетельств и вывесить приказ о зачислении. Ну плюс проведение дополнительных творческих испытаний. Но таких специальностей, где они требуются, у нас три-четыре на вуз.
И еще. Пока ЕГЭ шел в режиме эксперимента, была установка: по результатам Единого госэкзамена в отношении педагогов, школы или муниципальных органов управления образованием организационные и управленческие выводы не делать. Теперь ЕГЭ закреплен федеральным законом...
Светлана ГАВРИЛОВА