"Если есть хоть один погибший - значит, мы плохо работали"

0 0

 "Если есть хоть один погибший - значит, мы плохо работали"И вот нас стали приглашать на учения и показывать - как это должно быть. В прошлом номере о своей работе нам рассказали сотрудники Центральной спасательной станции на воде. А в понедельник пообщаться с прессой захотели уже сотрудники МЧС...

- Если кто-нибудь из журналистов желает, мы можем одеть вас в гидрокостюм, бросить в воду, а вас спасут, - предлагает Дмитрий Чистяков, специалист по связям со СМИ.

Мы находимся на базе Архангельского поисково-спасательного отряда (АПСО), что возле 14-го лесозавода. Это филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России.

Упустить такой шанс просто невозможно.

Спасатель международного класса Михаил Напольских, начальник АПСО, приносит мне гидрокостюм, самый маленький. Гидрокостюм одевается прямо поверх основной одежды - и куртки, и брюк.

КРИЧУ ОТ СТРАХА - ВОДА ЛЕДЯНАЯ

Гидрокостюм представляет из себя огромный балахонообразный комбинезон ярко-оранжевого цвета. Снизу плавно переходит в обувь. Материал по краям рукавов прилегает плотно к запястьям - вода ни в коем случае не должна проникнуть внутрь. То же самое и в районе шеи. Молния, идущая наискосок живота, плотно застегивается, на голову надевается капюшон.

Идем к причалу. Ежусь от холодного ветра. Внезапно вспоминаю, что на мне нет спасательного жилета. Прошу выдать.

- Зачем? - удивляются спасатели. - Вы и так не утонете. Воздух внутри костюма отлично держит человека на воде.

Но я начинаю беспокоиться, и спасжилет мне всё же приносят. Чувствую себя очень неуклюжей. Становится страшно, что, оказавшись в воде, я моментально перевернусь во всем этом обмундировании вниз головой, как колобок.

Меня успокаивают - если даже и перевернусь, то через пять секунд приду в исходное положение.

Залезаю в лодку к двум спасателям. Едем на середину реки. Я опасаюсь, что они схватят меня и выбросят с лодки в воду, однако всё по-джентльменски - я сажусь на край борта, а мужчины помогают мне осторожно сползти вниз. Лодка тотчас же отплывает в сторону. Барахтаюсь, кричу от страха - вода ледяная.

- На спину ложись! - жизнерадостно кричат спасатели, глядя на меня, барахтающуюся в воде, и, как мне кажется, абсолютно не торопясь меня спасать.

Я ложусь. Не защищенные от воды руки пытаюсь держать на поверхности. Начинаю замерзать, даже несмотря на то, что гидрокостюм с помощью находящегося внутри него воздуха немного защищает тело от холода.

Сделав небольшой круг, лодка подплывает ко мне, и спасатели пытаются втащить меня на борт. С перепуга я неадекватно реагирую на их слова. Меня просят повернуться спиной, а я пытаюсь заползти на борт животом, колочу ногами по воде... Лишь бы оказаться в лодке!

...В воде я провела всего лишь несколько минут. За это время меня отнесло течением на несколько десятков метров. Теперь я прекрасно понимаю, что чувствует выпавший из лодки рыбак!

Кстати, каждому рыбаку следует надевать такой же гидрокостюм, какой был на мне. Стоит он недорого, около тысячи рублей, найти его в специальных магазинах - не проблема. Но оказаться без него в ледяной воде - это верная смерть.

На берегу нас встречают аплодисментами. Я чувствую себя очень отважной девушкой. И понимаю - это огромное счастье, когда тебя успевают спасти. Но когда тебя не требуется спасать - это еще большее счастье.

"ВОДОЛАЗЫ! "РОЛЛЕКС" МОЙ ПОДНЯТЬ НАДО!"

Идем к поисково-спасательному катеру типа "Мангуст". Много кто про этого красавца слышал, но мало кто видел. Это многоцелевое высоко-скоростное пожарно-спасательное судно, оснащенное современным оборудованием для поиска и спасения людей на воде. Катер назван в память спасателя Андрея Рожкова, трагически погибшего при испытании нового аквалангистского снаряжения в 1998 году.

Этот катер со скоростью 106 километров в час впечатляет даже бывалых мореходов. Однако и он - не панацея от всех бед. И его в очень сильный шторм опасно выпускать в море.

А вот - "Трэкол". Это что-то типа вездехода. У него огромные колеса, и всё остальное тоже огромное, но он не тонет в воде, может пройти по любому болоту, а в случае чего может сам себя вытянуть лебедкой. Не верится, когда говорят, что эта махина переплывала Северную Двину. А лучшего средства для спасения людей из болот, наверно, и не придумаешь.

Кстати, когда мы только приехали на базу АПСО, кто-то из мужчин, шагая по причалу, неожиданно уронил в воду свои часы. "Водолазы!" - закричал он. - "Роллекс" мой поднять надо!" Шутке все рассмеялись, включая и самих водолазов. Ну как тут поможешь беде - вода мутная, часы маленькие, да и не такая это вещь, чтобы отправлять водолазов на ее поиски. Однако когда мы уже собирались домой, по нашим журналистским рядам, как по сломанному телефону, прошелестела невероятная весть - часы достали.

"ТОНУЩИХ ЛЮДЕЙ ВОДОЛАЗЫ НЕ СПАСАЮТ - ОНИ ПОДНИМАЮТ ИХ ТЕЛА"

- Человек тонет быстрее, чем водолаз одевается, - сказал Сергей Гейбо, начальник отдела организации работ на море и водных объектах, капитан первого ранга.

То есть тонущих людей водолазы не спасают - они поднимают их тела. МЧС не всегда имеет возможность отправить свои суда в бушующее море. Возможности "Трэкола", что бы там ни говорили, тоже ограничены. Своего вертолета у архангельского МЧС нет - работа идет по договоренности с Васьково. И все эти трудности отнимают драгоценное время чьей-то жизни.

В 2006 году утонули 11 детей, в 2007 - 13, из них при купании на водоемах - 6, со льда - 2, в результате несчастного случая - 5 человек. В этом году утонул четырехлетний мальчик, есть подозрение, что пропавший десятилетний мальчик тоже утонул.

- Это страшные цифры. Какая мать сможет нам их простить? Если есть хоть один погибший - значит, мы плохо работали. Значит, мы сделали не всё, что могли! Даже просто выезд на спасение - это недоработка всех органов власти, потому что мы допустили то, что человек попал в беду, - говорит Михаил Бусин, начальник ГУ МЧС России по Архангельской области.

Вообще, в этом году на воде погибли уже около тридцати человек. Из них два случая - с массовой гибелью. 27 апреля утонули шестеро котласских рыбаков. 30 апреля на Северной Двине в Верхнетоемском районе опрокинулась лодка с четырьмя охотниками, трое из них утонули.

Много людей гибнет в состоянии алкогольного опьянения. В 2007 году это 47 человек. Почти 40 процентов людей в 2007 году утонули при купании в необорудованных для этих целей местах.

Марья ЛОГИНОВА

Резонанс

"В ДРУГИХ РАЙОНАХ СПАСАТЬ, МОЖЕТ, И НЕЧЕМ! А У КОРЯЖМЫ ТЕХНИКА ЕСТЬ"

На публикацию "Каждый реальный пострадавший в таких случаях молится: помогите!.." откликнулось МУ "Коряжемская служба спасения".

- В прошлом номере "Северного комсомольца" было написано, что в районах спасать некому и нечем. В других районах спасать, может, и действительно нечем. У нас же, в Коряжме, техника есть - спасательный катер "КС-100Д-1", малый спасательный катер "Чибис", надувная моторно-гребная лодка "Yamaran B300" с мотором "Mercury M8F", со-временное водолазное оборудование и снаряжение. И люди у нас - профессионалы своего дела. В штате четыре водолаза, капитан-механик, два старших моториста-рулевых, фельдшер. А в 2005 году двое наших спасателей были награждены медалями "За спасение погибавших" под подписью президента - спасли мальчика. А 13 июля 2007 года спасатели, дежурившие на пляже, спасли семилетнюю девочку, которая побежала за уплывающим мячом и оказалась на глубине, не умея плавать. Кстати, коряжемский пляж - един-ственный официальный пляж в области. Есть буйки, ограничения, грибки, туалеты, дежурит спасательный катер, милицейский патруль, - рассказал нам по телефону Валентин ЗАНИН, директор МУ "КСС".

По словам Валентина Занина, спасателям МУ "КСС" приходится работать не только на территории Коряжмы, но и в Котласском и Вилегодском районах. У нас возникает вопрос. Пусть так получилось, что 27 апреля, когда погибли шестеро котласских рыбаков, у котласских спасателей в распоряжении оказалась одна лишь надувная лодка. Но почему же котласский МЧС не обратился за помощью в коряжемскую службу спасения, когда родственники рыбаков атаковали эмчеэсников телефонными звонками с просьбами отправиться на поиски?

Почти прошел месяц со дня котласской трагедии. В следующем номере, когда будут известны результаты врачебной экспертизы, результаты расследования прокуратуры, мы обязательно продолжим тему.


Похожие новости

Последние новости