Эта крохотная подсобка похожа на кинобудку. В нее ведет душный, пыльный и очень узкий коридор, в котором свалены картины, весы, старые ключи от кабинетов, в углу стоят несколько свернутых российских флагов. Дверь в "кинобудку" опечатана, и входить в нее можно лишь членам избирательной комиссии. Нам закон позволяет вытягивать шею и только заглядывать внутрь.
Бюллетени запакованы в черные пакеты для мусора. На каждый пакет прикреплен протокол, всё это замотано скотчем. Пересчитывать будут бюллетени с двадцати конкретных участков и теперь их в этом черном блестящем ворохе ищут:
- Сто четырнадцатый!
- Не нужен!
- Сто четвертый!
- Есть!
Потом их выносят в конференц-зал мэрии. Пакеты тяжелые, их много, а мужчин в городской избирательной комиссии мало. Но помогать им никто из посторонних не имеет права - к пакетам могут прикасаться только члены избиркома. В конференц-зале невероятно жарко - говорят, сломались кондиционеры...
Для каждого участка утверждают протокол, только это уже протокол не участковой, а городской избирательной комиссии. Со стола убирают ручки и карандаши, но их могут оставить у себя председатель комиссии и секретарь, которые в непосред-ственном пересчете голосов не участвуют. Маленьким ножичком вскрывают первый пакет - это бюллетени участ-ка № 24:
- Пакет не рваный, целостность хорошая.
Сразу бросается в глаза толстенная стопа неиспользованных погашенных бюллетеней - зримей представить явку на выборы, наверное, трудно. Вокруг комиссии моментально образуется стена из фотографов, наблюдателей и самих кандидатов. Михаил Кочанов и представитель Виктора Павленко Алексей Семенов переругиваются, членов комиссии раздражают фотовспышки, и атмосфера в зале в секунду накаляется. Уставший председатель комиссии Владимир Чуркин уже, видно, и голос повышать не в состоянии, только просит: "Успокойтесь, братцы, отойдите подальше от стола..."
На этом участке Лариса Базанова лидирует - у нее 226 голосов против 149 голосов Виктора Павленко.
На следующем участке № 28 начинается интересное: здесь бюллетени "гасили", скорее всего, топором "или ножовкой по металлу", уточняет кто-то из членов комиссии. У бюллетеней так лихо отхвачены "неправильные" правые уголки, что задеты заодно и "нижние" кандидаты Тутов и Силантьев. Оба остались без квадратиков, и не доказать теперь, что бюллетени были на самом деле не использованы. По 70-му участку то же самое. И там, и там комиссия аннулирует результаты выборов. На большой "простыне" с результатами повторного пересчета голосов эти участки перечеркивают жирным крестом. И получается, что Лариса Базанова теряет 426 голосов, а Виктор Павленко - 347.
- Вот проводишь инструктаж с участковыми комиссиями, а они всё равно по-своему делают! - разводит руками Чуркин.
Потом всплывет еще несколько участков с бюллетенями, обрубленными под Силантьева. В одном пакете найдут бюллетени с двумя отсутствующими уголками и даже сами уголки, но ни на одном из этих участков комиссия крест уже не поставит. Владимир Чуркин расплывчато объяснит, что там, где отменили, были "приличные" нарушения, а где не отменили - не очень...
В зал периодически заходит и задумчиво смотрит на происходящее назначенный недавно заммэра по строительству Юрий Шаулов. И Алексей Семенов подбегает к нему пообщаться. У Михаила Кочанова аж три наблюдателя, плюс он сам редко отходит от стола дальше, чем на метр, и единственный из кандидатов остается с комиссией на ночь. Сидят с наблюдателями Тутов, Гречаный и Силантьев. А представители Ларисы Базановой появляются только под занавес, когда комиссия пересчитывает бюллетени на последнем участке №105. В пакете с голосами Базановой находят два недействительных бюллетеня, в пакете Павленко - бюллетень с галочкой напротив фамилии Силантьева.
Комиссия уходит домой спать, пообещав назвать окончательные итоги выборов не раньше пятницы. Мы фотографируем нарисованную на "простыне" таблицу с результатами пересчетов и уже в редакции пытаемся самостоятельно прикинуть шансы "женщины-мэра" и "единого кандидата". А расклад для Ларисы Базановой невеселый: потеряв 426 "галочек" на обрубленных топором бюллетенях, она отстала от Виктора Павленко на девять голосов. Если наложить полученные вчера результаты на первоначальные, которые вывешены на сайте областной избирательной комиссии, получается, что при пересчете почти на каждом из двадцати участков Базанова теряла еще от одного до сорока голосов. Эти пропажи, если поискать, иногда обнаруживаются в графе "число недействительных избирательных бюллетеней"... Таким макаром на самом деле можно наскрести те полторы сотни победных голосов Павленко, о которой уже сообщила пресс-служба мэрии.
Вот мне просто обывательски интересно: а для Виктора Николаевича это веселый расклад?
Светлана ГАВРИЛОВА