- Сергей Меружанович, наверное, не все представляют, чем занимаются пограничники в нашем регионе...
- Наши пограничники пресекают ввоз и вывоз наркотических средств, оружия, незаконный вывоз людей, сыроводородного сырья, полезных ископаемых. Мы осуществляем охрану морских биоресурсов и охрану морского пространства свыше семи тысяч километров, включая острова Северного Ледовитого океана. Мы ведём пристальный контроль за въездом в пограничную зону.
- А поменялся как-то характер нарушений в сравнении с прошлым периодом нашей истории?
- Безусловно. Нарушать стали изощрённее. Мы сталкиваемся с фактами документальных нарушений на морском транспорте у ино-странных судов. Выявлены случаи, когда иностранцы без разрешения вели наблюдательную деятельность в районе Новой Земли, ссылаясь на туристический интерес. Не проходит интерес к незаконной ловле рыбы и у браконьеров, которые, надо отметить, стали неплохо технически оснащены. Вместе с тем остаются и традиционные нарушения, как то: вывоз заграничными и российскими моряками сверх установленной нормы алкогольной и табачной продукции, предметов, представляющих культурную ценность, редких животных.
- Неужели на большущих судах класса "река-море" невозможно ничего спрятать?
- Конечно, каждый сантиметр площади судна изучить крайне сложно, и, возможно, потаённые места на кораблях имеются. По закону, мы должны завершить процедуру осмотра вместе с другими портовыми службами за три часа. В помощниках у наших профессионалов есть специально обученные собаки, от носа которых не просто что-либо скрыть.
- Сергей Меружанович, как вы относитесь к тому, что иностранные компании продолжают вывозить из России, в том числе из Архангельска, лес-кругляк?
- Отрицательно. Кстати, при вывозе кругляка заграничные суда допускают документальные нарушения. Я полностью согласен с мнением премьер-министра Владимира Путина, что вместо леса надо продавать готовую продукцию, пиломатериалы. И получать от этого трёхкратную прибыль. Думаю, что закон о запрете вывоза "зелёного золота" прямо с лесосеки будет всё же принят.
- Слышала, что вывоз на отдых за границу детей сопряжён с долгим сбором различных справок и разрешением обоих родителей. А если ребёнка воспитывает одна мать, а отец в запое или назло не хочет подписать разрешение, тогда за границу ребёнка не выпустят?
-Закон есть закон. Возможно, в данной части он не совсем совершенен. И как бы нам ни было жаль маму с ребёнком, нам приходится задержать их в аэропорту, если нет разрешения на выезд от второго родителя.
- Вы взаимодействуете с силовыми структурами?
- Да. И все структуры в этом заинтересованы. Наркотики, криминалитет надо задерживать на подступах, не давая распространяться в глубь территории.
- Пограничная служба реформировалась - что изменилось?
- Мы здесь в основном занимаемся планированием и организацией пограничной службы, подготовкой управленческого звена. Пограничная служба "отказалась" от военнослужащих срочной службы, перейдя на контракт-ную основу. Наши сотрудники в званиях офицеров и прапорщиков. Таким образом, нам удалось путём жёсткого отбора сформировать профессиональный коллектив и уйти от казарменного положения.
- А как живут ваши офицеры? Говорят, что контрактники неплохо обеспечены.
- Сегодня увеличены денежные довольствия, и офицер-контрактник в нашей структуре получает до 30 тысяч рублей. Существует жилищная проблема. Около 150 офицеров нуждаются в улучшении бытовых условий. Мы её будем решать. В будущем году начнётся проектирование и строительство 150-квартирного дома для наших сотрудников.
Галина МЕЩЕРЯКОВА