Кинотеатр "Север". Полуразрушенное здание. На табличке с названием кинотеатра потеряна первая буква, и вместо благородного "Север" - маловразумительное "...евер". В марте 2008 года около "Севера" появились рабочие бригады. Бывший кинотеатр огородили, начали снимать оконные рамы. У тех, кто мимо проходил, складывалось впечатление, что здание окончательно демонтируют. Я вспоминаю слова бабушек, столпившихся около "Севера": "Молодость-то нашу разбирают..."
О судьбе кинотеатра "Север" мы поговорили с заместителем директора Музейного объединения по реставрации памятников архитектуры, руководителем реконструкции кинотеатра Светланой Александровной Ефремовой. По словам Светланы Александровны, в прошлом году здание было передано из городского ведения в областное. Повезло. Благодаря области в марте кинотеатр начали реставрировать. "Северу" возвратят облик 1915 года - дореволюционное здание с ровной кирпичной кладкой, без советских надстроек. Как это будет? Светлана Александровна показывает на довольно контрастный фасад кинотеатра: одну четвёртую здания занимает шероховатая надстройка из ярко-красного кирпича, которая чётко выделяется на фоне гладких рыжих стен. "Верхушка" выполнена в 1930 году. Её "срежут". Другая проблема - огромные окна, также появившиеся в 1930 году. По словам руководителя реконструкции, они не представляют собой архитектурной ценности. А вот маленькие окошки, замаскированные кирпичом,- представляют. Кирпичи будут разобраны.
- Светлана Александровна, чем "Север" станет после реставрации?
- Кинотеатром. Также мы рассчитываем создать небольшой конференц-зал и два выставочных зала, экспозиции которых будут рассказывать об истории города. Думаем, что в одном из залов будет идти старое кино, то есть "Север" станет музейно-культурным образовательным центром. Работы идут гладко. Если финансирование не прекратится, кинотеатр примет облик 1915 года к 2013-му.
- Почему кинотеатр так долго стоял в бездействии и разрушался?
- "Север" передали нашему музейному объединению ещё в 1996 году. В городском бюджете не хватало денег на реконструкцию. В стране начались экономические проблемы. С 2002 года московские архитекторы стали создавать проект реставрации. Поднимались государ-ственные и музейные архивы. Проводились историко-библиографические исследования. С того момента нельзя говорить о том, что "Север" "стоял в бездействии". Проект создавали в течение трёх лет. С 2005 года городской бюджет начал выделять деньги на противоаварийные работы: некоторые надстройки советского времени оказались некачественными. Людям было опасно к ним подходить. В 2007 году "Север" передали в областную собственность, что позволило начать серьёзную ре-ставрацию. А реставрация - очень трудоёмкий процесс, который может растянуться на несколько лет. Новое по-строить легче. Реконструкция не допускает новаторства. И здание преподносит сюрпризы. Уже найден уникальный кирпич с загадочной надписью "SCOTIA". Для определения автора надписи потребуется время.
- Можно представить, как кинотеатр будет гармонировать с другими старинными зданиями после реставрации...
- Кинотеатр не будет выпадать из ансамбля, ведь Дом Плотниковой, музей Борисова, Каретный сарай хранят облик 1915 года. Проблема в другом: как старинное здание будет смотреться на фоне современной, "выпячивающейся" архитектуры, к примеру, на фоне громозд-кого стеклянного центра, "примостившегося" на углу Театрального переулка. Архитектура нашего города, на мой взгляд, напоминает винегрет. Смотрю с точки зрения реставратора: новое, которое сейчас строится, непростительно дисгармонирует со старым. Я бы сказала, что архитекторы, создающие здания, выпячивают своё "я". Возможно, они таким образом занимаются самореализацией. Но реализация современного своего "я" пагубно сказывается на соседстве с архитектурными памятниками.
Ещё в 1936 году наш город входил в состав ста лучших культурных центров страны. Город сохранял своё собственное лицо. Даже после того, как одни храмы уничтожили, а другие обезглавили, Старый Архангельск всё-таки существовал. В 70-х годах начали уничтожать уникальные купеческие особняки: особняк Беляевского, особняк Мерзлютиных...
- И что делать с этой "выпячивающейся" архитектурой?
- Нужен строгий закон, который бы требовал определённого разрешения на новое строительство или бы запрещал его. У каждого архитектурного памятника есть своя "неприкасаемая" зона, зона Старого города. Здесь нужно поддерживать памятник, он должен быть господствующим объектом. Новое должно быть "гостем" в Старом городе. А в гостях сидят тихо, пока тебя не заметят. Необходимо создать такие условия, чтобы человек, приезжая в наш город, в первую очередь обращал внимание на памятники. Думаю, что на сегодняшний день они задавлены современной архитектурой. Но взгляд сведущего человека сразу заметит отличие старинного музея Писахова от "Гранд-Плазы". Два магазина: ведь первоначально и в доме Писахова находились торговые лавки. Разница между ними - сто лет. Дом Писахова с ажурными решётками и дверями похож на маленький сундучок. "Гранд-плаза" при своих габаритах вокзальной архитектуры только подчёркивает красоту соседней старины. Памятник стоит как назидание людям. Он словно говорит: "Я лучше. Я лучше..." На мой взгляд, сегодня Старый Архангельск сохранился только от Поморской до Карла Либкнехта и от Набережной до Троицкого, исключая такие здания, как торговый центр в Театральном переулке.
- Каким образом в области можно сохранить архитектурные ценности?
- В области проблемы нет. У нас имеется собственная целевая программа - "Культура Русского Севера". Один из разделов программы посвящен реставрации архитектурных ценностей. За последние годы отреставрированы дом Плотниковой, дом купца А. Н. Буторова (музей Писахова), дом Рени-Шаврина (новое здание Молодёжного театра). Они являются областной собственностью. Другой вопрос - нехватка финансов именно в архангельском городском бюджете. Это, например, вероятная причина того, почему не получается отреставрировать здание Пивоваренного завода...
- А что бы вы посоветовали современным архитекторам?
- Первое - любить город. Второе - любить себя. Человек, который уважает город и себя, никогда не сделает так, чтобы архангелогородец или гость глядел на "испорченный" Театральный переулок и возмущался бездарностью архитектора. Это лично моё мнение. Ясное дело, что Старый город не может диктовать условия в городе со-временном. Но можно увеличить его влияние и не давать новой архитектуре его затмевать. Всё, что строится рядом с памятниками, должно либо соответствовать его стилю, либо воссоздаваться по ранним проектам Старого Архангельска.
Беседовала Ирина ГЛУШКОВА
Градостроительство и архитектура в городах во многом зависит от удачного проектирования. К вашим услуга проектирование микрорайонов от архитектурной мастерской Коляденко. Высокое качество услуг гарантируем.