На выборах, в конечном счете, мы видели противостояние двух кандидатов.
Первый - Виктор Николаевич Павленко. Сам по себе, что называется, парень неплохой. Хороший парень. Веселый, позитивный, чудесный управленец, симпатичный. Вот не сделать из такого кандидата "конфетку" - просто надо очень постараться. К тому же на его стороне: поддержка губернатора, к которому сейчас чрезвычайно огромное доверие и с которым связываются такие же огромные надежды; административный ресурс, возможности которого поистине безграничны; несметные денежные ресурсы - город был отутюжен бесплатной прессой по полной программе - кандидат был облит шоколадом с ног до головы; на него работали лучшие пиарщики, выписанные из Москвы и приглашенные из местных СМИ; в пользу "единого кандидата" высказались его бывшие соперники и сняли свои кандидатуры с выборов; его поддержали уважаемые люди города и два депутата Госдумы; его также поддержали три ведущих политических партии и разные общественные организации.
Второй кандидат - Лариса Базанова. Что о ней знал обычный избиратель? Москвичка, непонятно какой у нее бизнес, что-то связано с торговлей лесом. Поговаривали, победит - придут москвичи и всё заберут, также пошли слухи, что ее поддерживают чеченцы и кавказцы, в конце кампании ее на самом деле поддержал только что вышедший из СИЗО бывший мэр Донской.
К тому же многие наблюдатели считают, что если бы у Базановой было хотя бы одно толковое интервью, в котором она рассказала бы о себе, то пересчитывать голоса скорее всего не пришлось бы - столь значительным мог быть ее отрыв. Людям элементарно не хватало информации, поэтому ходило много слухов.
Так почему эти два кандидата с такими абсолютно разными возможностями шли на равных и по предварительным подсчетам Базанова победила?
Если власть ответит на этот вопрос - значит, этот урок не пройдет зря. Хочу вспомнить замечательные слова президента Владимира Путина, который как-то парировал на сетования, что народ у нас всё неправильно понимает и не так голосует: "Народ у нас правильный!" Если народ правильный, то что тогда? Что и где у нас неправильно?
В послевыборную ночь мы находились в штабе Ларисы Базановой. Смотрели и думали - вот эти никому до этого неизвестные люди пришли и взяли город. Кто знает - кто придет в будущем? Как может смениться элита? Кто-то это может отследить?
Видели все подсчеты, все протоколы. И всё время переживали, что наших людей нет в штабе Виктора Павленко. Интересно было бы сравнить, что там происходило в эти минуты. Но в тот штаб просто не попасть. Наши коллеги из "Правды Севера" потом написали, что не могли попасть за турникет даже на следующий, уже рабочий день. Более того, мы узнавали, где и когда будет голосовать Виктор Павленко, что называется, через третьих лиц - в штаб не дозвонишься, никто ни с кем разговаривать не будет. Ощущение такой матерой бронзы. Может быть, именно поэтому все хором уверяли, что лучше-то мэра и быть не может! Они же сами поверили в то, что у Виктора Павленко рейтинг более 50 процентов и убедили всех, кого надо было убедить. А какие-то там избиратели, что они могут изменить? Смогли. Потому, что бронза в шоколаде - продукт несъедобный.
Светлана ЛОЙЧЕНКО