У Елены Шатковской, директора Кенозерского национального парка, к экологии отношение особое. Уже много лет на территории работает детский экологический лагерь, а в лесу, на туристических тропах ухоженные туалеты с трогательными рулончиками туалетной бумаги. Это только отдельные детали, но и другое, чего ни коснись, у нее в парке в полном порядке, как в чистой северной деревенской избе. В сегодняшнем номере она говорит об экологии, о том, как она ее понимает.
Экология - это от слова дом. А дом - это квартира, деревня, город, страна, Земля... лес или дерево рядом... Это твое мироустройство, мировоззрение, культура. Именно в таком плане я экологию и рассматриваю.
Мы хотим, чтобы наши дети были патриотами. На чем? Какие стандарты? Какие у нас личности? Какие нравственные стержни? Кого сейчас показывают по телевизору? Кого детям в кумиры предлагают? Ксению Собчак?! Что вкладывается в их головы и души? А то, что надо иметь сильные острые локти, наглость, цинизм. Тогда пробьешься и будешь успешным.
У нас был академик Лихачев. Он говорил, что мы все должны быть обязаны Русскому Северу за то, что он для нас сохранил. Сохранил и традиции, и русский язык, архитектуру, культуру. А на Севере же всегда доминирующей-то была крестьянская культура. Сейчас у нас очень мало осталось деревни. Она просто уничтожается катастрофически. Каждый день с лица России исчезает несколько деревень.
Но делается вид, что вроде бы ничего такого и не происходит. Деревни исчезают, зато города растут. Вот взять наш город. Мы его изуродовали уже и обезобразили так, что смотреть страшно. Это разве комфортная среда обитания человека?! Как в этом жить? Кого в этой новой страшной и безвкусной архитектуре воспитывать? Я не могу слов подобрать, чтобы определить этот якобы архитектурный стиль.
Мы переживаем страшное время. Законодательство стало просто антиэкологичным. Лесной кодекс. Когда его создавали - оценили последствия для деревень?! Каждой бабушке на дрова надо подготовить три экземпляра договора на куплю-продажу лесных насаждений, отвезти в Росприроднадзор, подписать, потом отчитаться. Был отработанный десятилетиями, да нет, столетиями, механизм, были ордера на мелкий отпуск леса. Всё было под контролем. Всё разрушили. Теперь народ, чтобы с бумагами не возиться, просто так вырубает. Убрали теперь отовсюду и экологическую экспертизу.
У нас всё стало товаром: лес - товар, земля - товар, вода - товар. Я не удивлюсь, что скоро и воздух начнут продавать. Идет мощнейшее наступление капитала на всё. И наш парк сегодня находится под угрозой, как и другие охраняемые территории России. Сочинский парк тому пример с Олимпиадой. Изымают целые куски парка, прикрываясь патриотическими речами. И этот опыт легко может распространиться на другие парки.
Я не против прихода бизнеса. Но пусть придет ответственный бизнес, понимающий эту тонкую грань духовности, культуры, природы. А не как у нас - чем больше денег, тем меньше вкуса и меньше ответственности. И вот этот бизнес - огромная опасность для нашей общей среды обитания. Но противостоять сегодня этому некому...
И я боюсь за Север... Сохраним ли то, что еще имеем...
Елена ШАТКОВСКАЯ, директор Кенозерского национального парка