Другая тема, касающаяся Церкви, менее приятна. И она тоже пришла сама. Соловки... они и гордость наша, и боль. Они всегда представляются мне нашей общей поморской душой, где нашлось место всему - хорошему и плохому, мелкому и высокому, святому и низменному. И мы совсем не думаем об этой нашей общей душе. Терзаем ее и терзаем, без сна и отдыха.
Вот опять группа людей направила Путину обращение с требованием защитить Соловки. Сколько этих людей, кто они, бывали ли они хотя бы раз на Соловках, пока доподлинно неизвестно. Именуют они себя громко Общественной палатой, и фамилий там больше семи десятков, но подписей всего две. Тон крикливый и трибунный, заявления во многом бездоказательны и сомнительны, утверждения, мягко говоря, далеко не бесспорны. Никак не хочется верить, что члены Общественной палаты могли эту бумажку подписать.
Чем, к примеру, регата, бардовская песня или джазовая мелодия могут разрушить молитвенный дух? Или туристы, или ветряк, или выставка с ярмаркой? Ведь всё это не в стенах монастыря. Бывала на таких мероприятиях не один раз, и всегда всё было чинно, с пиететом и уважением к верующим. Кроме того, можно, вспомнив историю, увидеть, что всё это не было чуждо монастырю и до пресловутого прихода коммунистов. Закрытыми острова никогда не были. Богатый монастырь всегда имел флот, всегда вел торговлю, имел почти крепостных трудников. И тюрьма здесь была испокон веку, а не только в гулагов-ские времена. Мы быстро забываем историю и начинаем идеализировать ее, каждый в свою сторону. Это опасно.
Нет, никто не говорит, что на Соловецких островах всё гладко. Там сложные отношения между свет-ской и церковной властью, там нет мира уже не один десяток лет. Кто виноват? Наверное, все. Ведь противостояние не может быть односторонним. Что с этим затянувшимся конфликтом делать, пока не знает никто. Но если нарыв не лечить, его обязательно прорвет. А процесс этот неприятен и небезопасен для организма.
Мы не можем разобраться с конфликтом на небольшом святом архипелаге, затерянном в Белом море. И на большой политической православной арене тоже яростная борьба. Украинский президент мечтает отделить своих православных подданных от наших, приглашает Патриарха Алексия Второго на празднование 1020-летия Крещения Руси и не оказывает ему должного приема, флаги при встрече Святейшего не поднимаются, президент его не встречает, паству к местам молитв Алексия Второго не пускают. Зато Вселенскому Патриарху обеспечивают торжественный прием, искусственный аншлаг и постоянное присутствие Ющенко.
Но всё равно ничего у их президента не выходит. Потому что страны-то за нас поделили, а народ как был един, так и остался. Народ и не дал президенту поделить веру. Народ кричал: "Алексий - наш Патриарх!" И Ющенко "сломал зубы" о народ. Уронил имидж и потерял политические очки.
Я вот думаю... если наверху про Соловки решить не могут... может, им народ спросить - отдавать острова монастырю и закрыть их или оставить открытыми для туристов?
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА