СОБИРАЕМ ШИШКИ В ФАРТУК
Из уст Савинова прозвучало четко: государство готово взять на себя финансирование лесовосстановления, лесоустройства и строительства дорог. Разговоры об этом, о дорогах в особенности, ходили давно - и в качестве предложений лесопромышленников, и даже в качестве отдельных пунктов в послании предыдущего губернатора. Но, наверное, впервые это сказано конкретно и официально. Правда, Савинов не стал распространяться, как и когда государство начнет всё это делать. Рассказал только, что Рослесхоз предложил Министерству финансов с 2012 года увеличить лесной бюджет в 2,5-3 раза, то есть с 30 миллиардов примерно до 75.
- Заместитель министра финансов спросил, зачем такое резкое увеличение. Мы ответили, что наша техника и технологии базируются на разработках 60-70-х годов. Восстанавливать лесное хозяйство на этой базе не представляется возможным. Мы же семена собираем дедовским способом: стучим палкой по дереву и шишки ссыпаем в фартук! Если оставить бюджет на уровне 30 миллиардов, ситуация законсервируется, - пояснил Алексей Савинов.
За местными примерами далеко ходить тоже не надо: по словам и.о. директора област-ного- департамента лесного комплекса Николая Кротова, "динамика лесов" у нас неудовлетворительная - места вырубов ценных хвойных пород зарастают лиственными, потому что пущено всё на самотек, хотя вот в своем лесном плане Архангельская область уже отходит от естественного заращивания, старается "давить" на питомники. И в Коношском лесничестве, например, планируется построить лесокультурный комплекс.
А лесные дороги наши - это вообще притча во языцех. Теплый декабрь, зимники не "встают" - и ЦБК не выполнить план по варке целлюлозы. Плюс, жалуются лесники, вдоль Вологодской дороги вырублено всё, что возможно, а где поглубже - даже санитарную вырубку не провести, потому что не добраться. К тому же, по мнению Савинова, "государственные" дороги - это один из способов защититься от незаконных рубок. Логика следующая: если мы сами строим дорогу, мы знаем, где и кто будет рубить.
Одним словом, инициатива государства взять на себя сразу три функции по лесу внушала бы только оптимизм. Если бы не несколько "но". Во-первых, прозвучала и оговорка: если крупный арендатор захочет восстанавливать лес сам - пусть восстанавливает, а государст-во ему потом затраты скомпенсирует. Формулировка мягкая, но от представителя федеральной власти звучит скорее не как предположение, а как предложение. Одновременно понятно, что механизма компенсации пока в природе не существует. И во-вторых: из каких резервов министерство финансов сможет так резко увеличить затраты на лес? Не станут ли тем "резервом" карманы самих лесозаготовителей?
ЛЕСНОЙ ПЛАН С "ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ"
Регионы, в свою очередь, отчитались, как у них идет работа над лесными планами - работать по ним мы начнем уже с 1 января, и, как выразился Савинов, "при правильном планировании это будет документ, определяющий развитие области". На десять лет вперед в нем должно быть расписано: как на данной территории лес будут использовать, охранять, восстанавливать, где построят дороги и какой объем лесосеки отдадут под инвестиционные проекты, а какой - малым предпринимателям. Лесной план определяет работу с арендаторами в правовом поле. И охват арендой, по словам Савинова, должен быть максимальным.
- Отрасль сильно подвержена коррупции, - констатировал руководитель Рослесхоза. - Причем немалую роль в лесной коррупции играют лесники, правоохранительные органы, муниципальные власти. Когда-то это должно закончиться. И аренда - это инструмент, должен взяточничество ограничить.
У каждого региона своя специфика плана. В Калининградс-кой области, например, леса кругом особо ценные, сплошные вырубки запрещены, деятельность ведется только рекреационная, и поэтому арендаторов в нашем понимании нет. А вот Архангельская область выступает заказчиком сразу двух лесных планов, для себя и для НАО. И в нашем плане прописано, что поступления в бюджет от лесопользователей увеличатся до 2,3 миллиардов - это станет возможным благодаря приоритетным инвестиционным проектам. Федеральные власти уже утвердили пять проектов, которые представили архангельские лесопромышленники. Сумма всех инвестиций впечатляет - более 20 миллиардов рублей.
Но меня чисто по-житейски гораздо больше впечатлило то, как сформулирована задача нашего лесного плана: определить перспективную потребность лесного сектора в древесине, которая бы обеспечивала социальные нужды населения и стабильную работу предприятий ЛПК. То есть наш главный лесной документ получится социально ориентированным, в нем не только экономикой, а, как в сказках говорится, "духом человеческим пахнет". Вообще, симптоматично: на совещании неожиданно много говорили об обеспечении населения дровами. Например, поделился опытом представитель Группы "Илим" Дмитрий Чуйко:
- По согласованию и по взаимодействию с администрацией Архангельской области мы проводим "эксперимент" - формируем муниципальные заказы для крупных лесопользователей. Мы предложили муниципальным образованиям сделать свой заказ на обеспечение населения дровами и берем на себя обязательство сложить дрова в определенном ассортименте, в определенном объеме и в определенные сроки в определенных точках. Бывает, что мелким лесозаготовителям под видом леса на заготовку дров выделяют лес, который на самом деле и пиловочник, и балансовая древесина... Зачем это? Так создается возможность для теневого использования древесного сырья. Давайте обеспечение населения дровами отдадим крупным промышленникам!
Савинов согласился: да, это сужает возможности для незаконной рубки леса. И это, наверное, еще один из маленьких способов вернуть лесу кредит...
Светлана ГАВРИЛОВА