По данным досье, собранным "Российской газетой", количество инцидентов с мэрами за последнее время зашкаливает все разумные пределы. Не одним Александром Донским живет страна. Скажем, на днях возбуждено дело против мэра города Черняховска Андрея Виноградова. Алтайская прокуратура возбудила дело против градоначальника Рубцовска Артура Дерфлера. Статья "зимняя" - не подготовил свое хозяйство к отопительному сезону. Про томского "голову" Александра Макарова уже известно - он подозревается в злоупотреблении полномочиями, связанными с выделением земельных участков, и вымогательстве. Мэр Инты Владимир Шахтин "злостно не исполнял решение суда". Мэр Климовска Андрей Меньшов превысил полномочия и распоряжался федеральной собственностью как своей. Абсолютным же чемпионом остается глава города Советский Вячеслав Григорьев - прокуратура возбудила против него 48 уголовных дел за махинации с жильем.
В той же "Российской газете" прокурор Московской области Сергей Замуруев рассказывает, что в его подопечном регионе возбуждено пять уголовных дел в отношении глав органов местного самоуправления. "Как правило, большая часть таких дел связана с получением денег за незаконное решение земельных вопросов", - констатирует он.
На наш взгляд, ничего удивительного в этих напастях нет. Более того, нечто подобное должно было случиться.
Ни для кого не секрет, что нынешняя генерация политиков в массе своей - выходцы из бизнеса. Вполне естественно, что и свое пребывание в должности они воспринимают как очередной бизнес-проект. А какое правило в бизнесе главное? Правильно, инвестиции должны окупиться. В просторечии - "бабки надо отбить".
Вот и отбивают, кто во что горазд, стремясь не только вернуть потраченные на предвыборные компании деньги, но и подзаработать на старость. Жесткость и озлобленность последних выборных компаний объясняется только этим - борьба идет за власть, которая рассматривается исключительно как некий бизнес-актив. Способный приносить прибыль, и немалую.
Понятно, что долго такое продолжаться не могло. "Черная полоса" мэров может объясняться просто. Федеральный центр выбрал так называемый силовой вариант - раз увещевания не помогают, сделал ставку на СТРАХ. Похоже, иных способов борьбы с разъедающей буквально все коррупцией уже не видят. "Битие" определяет сознание - "очумевшие" от собственной безнаказанности градоначальники, очевидно, иного уже просто не понимают. Поэтому и создаются откровенные прецеденты, чтобы мэры боялись если уж не своей совести, то неотвратимости наказания.
Но всего ли можно добиться насаждением страха? Он сковывает инициативу, без которой города, особенно крупные, просто не смогут развиваться.
В принципе, федеральное законодательство предусматривает и другой вариант. Назначение так называемых "сити-менеджеров". Людей, которые занимаются только хозяйственной работой и не лезут в политику. Прямая аналогия с советскими временами - тогда все вопросы жизнеобеспечения тоже тащили на себе председатели горисполкомов.
Вот только подобный вариант - отнюдь не панацея по нынешним временам. Ведь в этом случае политические вопросы отходят в ведение представительных органов власти. Однако сейчас большая часть депутатов - также представители бизнеса. Достаточно окинуть взглядом персональный состав Архангельского горсовета, чтобы в этом убедиться. Может ли менталитет бывшего руководителя торговой сети "Сезон" Александра Донского принципиально отличаться от менталитета генерального директора ООО "Фирма Конус" торговой сети "Ромашка" Сергея Моисеева или имеющего отношение к ряду торговых центров Анатолия Кожина? (А именно их фигуры чаще всего называют возможными кандидатами на место мэра Архангельска, если оно вдруг освободится.) Формировались-то они в одной среде, в одних условиях "первоначального накопления капитала"...
Сейчас региональная политэлита активно обсуждает назначаемость мэров. Вот только принципиально опять же ничего не изменится. Ведь понятно, что назначен будет человек, как минимум, подконтрольный областным властям. Которые тоже ведь не ангелы. Проще говоря, в этом случае есть опасность, что уровень перераспределения коррупционных денежных потоков просто повышается на одну ступеньку - не более того.
Андрей МУРАШОВ,
Фонд "Перспектива"www.arhperspectiva.ru