Политика по-женски: результат важнее процесса

0 932

Политика по-женски: результат важнее процесса

Во Франции и США о своих притязаниях на высший государственный пост заявили Сеголен Руаяль и Хилари Клинтон. В той же Америке Кондолиза Райс, похоже, единственный настоящий боец в команде Буша. Впрочем, Соединенные Штаты по части феминизации продвинулись так далеко, что впору бы уже и остановиться. Буквально на днях стало известно, что пал чуть ли не последний сугубо мужской бастион - должность ректора престижного и самого богатого Гарвардского университета теперь занимает Дрю Гилпин Фауст. Женщина, естественно. Прошлый ректор отправлен в отставку за нарушение принципов политкорректности - позволил себе несколько выпадов против специфики женского интеллекта.

Однако в России все несколько иначе. Политика у нас имеет сугубо мужское лицо. Заседания правительства - сплошные пиджаки и галстуки. Женщины в министерствах есть, но на вторых ролях. Правда, кое-где эта "второстепенность" - дань формальности, реально же заместители находятся на ключевых постах. Например, Любовь Куделина в Минобороне или Татьяна Голикова в Минфине.

Впрочем, заседание Госсовета, куда входят главы регионов, чисто внешне также от правительственных бдений не отличается - все то же засилье пиджаков. Единственное исключение - блистательная (во всех смыслах) Валентина Матвиенко. Недалеко ушли и Госдума с Советом Федерации. На ум приходит только не менее блистательная Любовь Слиска, которую, кстати говоря, давненько уже не видно на телеэкранах. То ли сама прячется от камер, то ли ее старательно прячут.

На этом фоне наша область выглядит чуть ли не образцом торжества феминизма. Северянки есть и в представительных органах власти, и в администрациях. Правда, при ближайшем рассмотрении торжество все же получается относительным. Почему так происходит? Почему женщины не особо стремятся в политику? Спрашивать об этом мужчин мы не стали - взяли на себя смелость предположить, что и так знаем, какие байки о женщинах нам расскажут. Мужской шовинизм еще никто не отменял.

Поэтому и предложили женщинам принять участие в заочном "круглом столе" и ответить на наши вопросы.

- В региональной политической элите женщин-политиков можно практически пересчитать по пальцам. На ваш взгляд, с чем это связано?

Елена ВТОРЫГИНА, заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов:

- Я абсолютно убеждена, что XXI век - это время женщин. Это уже свершившийся факт, что женщины идут к власти, достаточно посмотреть на США и Францию, где женщины претендуют на высший государственный пост. К счастью, общество верит женщинам.

Что касается нашего региона, то я с вами не соглашусь. Я объехала всю Архангельскую область и смею вас заверить, что почти половина глав муниципальных поселений - женщины. В областном Собрании - девять женщин, в Архангельском городском Совете - пять. Не так уж нас и мало.

Другое дело, что женщины сами не хотят идти во власть. И это тоже объяснимо. Женщина - это чистота и справедливость. И не каждая может выдержать ту грязь и грубость, откровенную ложь, которая порой встречается в политике. Ведь за каждой - семья, дети.

Татьяна ДРОБЕШКИНА, депутат Архангельского горсовета, начальник службы охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности СЦБК:

- Думаю, это связано, прежде всего, с укладом нашей жизни. Раньше женщина могла позволить себе политическую карьеру, когда выращены дети, достигнуто определенное материальное положение. Сейчас, кстати говоря, ситуация меняется. Состоявшиеся в бизнесе леди могут доверить воспитание детей, например, гувернанткам и заняться политикой. Тем не менее, традиции все же сильны - считается, что женщина "отвечает" за семью, за детей, а финансовую сторону должен обеспечивать мужчина.

Лариса СМИРНОВА, пресс-секретарь главы администрации области:

- Их немного не только в региональной, но и в политике вообще. Может быть, потому, что для женщины важнее результат деятельности, а для мужчины - процесс.

Светлана ТАТЬЯНИНА, вице-мэр Архангельска:

- Обычно места заняты мужчинами. Женщинам просто сложно пробиться, мужчины неохотно эти места уступают. Хотя, думаю, многие женщины попробовали бы себя в политике и, уверена, справились бы не хуже мужчин.

- Есть ли в перспективе шанс появления в Архангельской области женщины-губернатора?

Елена ВТОРЫГИНА:

- Думаю, да. Хотя бы потому, что в нашей области женщины - это 53 процента населения. На самом деле, на поселенческом, муниципальном уровне женщины уже пришли к власти. Так что я думаю, что у области есть реальный шанс, что ее возглавит женщина. Она будет выше всех интриг, не будет опускаться до обливания грязью, чем частенько грешат мужчины.

Татьяна ДРОБЕШКИНА:

- Смотря о какой перспективе говорить. Если о долгосрочной, скажем, лет десять - вполне может быть. Но сейчас, на данный момент, такой женщины на политическом Олимпе нет.

Лариса СМИРНОВА:

- Ну, в очень отдалённой перспективе...

Светлана ТАТЬЯНИНА:

- Я бы такой возможности не исключала. Сегодня женщин в большой политике становится все больше. Во многом и потому, что они вызывают больше доверия. Другой вопрос, что на сегодняшний день в Архангельской области нет подходящей кандидатуры.

- Ваши коллеги преимущественно мужчины. Есть ли какие-либо особенности работы в "меньшинстве"?

Елена ВТОРЫГИНА:

- Конечно, есть. Мужчины начинают считаться с нами только тогда, когда мы докажем свои профессиональные качества. При этом нам нельзя, просто недопустимо, показывать свои женские слабости. К нам не относятся как к женщинам. Даже само слово "депутат" - мужского рода. Как говорят, "пришла во власть - держи удар".

Возможно, в чем-то они и правы. Но профессионализм мужчины ценят. Думаю, за два года работы мы, женщины-депутаты, смогли доказать свой профессионализм. Хотя, конечно, мужчинам-коллегам порой и не нравится, что мы такое пристальное внимание уделяем именно социальной сфере. Но это наша принципиальная позиция.

Татьяна ДРОБЕШКИНА:

- Нет, никаких особенностей я не чувствую, не ощущаю. Если речь идет о производстве, то у нас единая команда. Другое дело, что склад ума и подходы все-таки разные, но это только позволяет находить дополнительные решения.

В политике, правда, возможны нюансы, особенно когда дело касается невоспитанности мужчин. К сожалению, мужское хамство присутствует и в жизни, и в политике. Особенно когда мужчины не делают скидки, что перед ними женщина, и надо бы, скажем так, "сбавить обороты".

Лариса СМИРНОВА:

- У женщин рабочий день короче, чем у мужчин, но мне этим преимуществом редко удаётся воспользоваться. А в остальном - никакой разницы: спрос одинаковый, ответственность - тоже.

Светлана ТАТЬЯНИНА:

- Знаете, в моем прямом подчинении три женщины и один мужчина. А что мужчин в мэрии много, я поняла только накануне 23 февраля. До этого не замечала. Наверное, потому, что для меня главное - не половая принадлежность, а качество работы сотрудника. И мой опыт работы, в том числе и в бизнесе, это только подтверждает. "Истерить" и плакать могут не только женщины, но и мужчины.

- "Женщины изначально прощают любую глупость мужчинам, но не прощают малейших просчетов женщинам", считает Ирина Хакамада. Вы согласны с такой точкой зрения?

Елена ВТОРЫГИНА:

- Нет, я не согласна с такой позицией. Далеко не все прощаю мужчинам, женщинам могу простить намного больше. Наверное, Хакамада судит по московским политикам. Я же оцениваю прежде всего ум мужчины. И, слава Богу, пока везет - я уважаю большинство мужчин, которые меня окружают.

Татьяна ДРОБЕШКИНА:

- Наверное, это прозвучит по-женски, но, скорее всего, Хакамада права - все так и есть. Я читала ее книгу "Секс в большой политике" - мне очень понравилось.

Лариса СМИРНОВА:

- Отчасти. Если такое случается, то движущие силы тут - ревность и желание реванша.

Светлана ТАТЬЯНИНА:

- Может быть, Хакамада говорила прежде всего о себе? Я с ней не соглашусь. Если подчиненный нарушает законодательство или, например, прин-ципы корпоративной этики, то его пол не будет ни отягощающей, ни смягчающей вину причиной. Повторюсь, и в политике, и в бизнесе важнее всего - профессиональные качества.

Остается лишь поблагодарить всех участниц нашего "круглого стола" за откровенность. И проглотить (молча!) пилюлю по поводу мужского хамства. Потому как это и к нам относится. Вспомнили о женщинах накануне 8 марта. Типичный мужской шовинизм, разве нет? Прощает нас только одно - ведь вспомнили все-таки!

А если серьезно, то хочется от всей души поздравить милых дам с праздником. И пусть не стесняются активнее идти в политику. Ведь без женщин политика была бы совсем серой и скучной.

А с ними - цветная и иногда пахнет духами.

Андрей МУРАШОВ, Фонд "Перспектива"www.arhperspectiva.ru

 

 

 

 

 

 

 

 


Похожие новости

Последние новости