"Колхоз жив. И будет жить!"

0 0

 "Колхоз жив. И будет жить!"- Сергей Викторович, складывается впечатление, что Мезенский район - одно из самых бедственных мест на земле. Люди пишут открытые письма, жалуются во все инстанции. Хотя, кажется, имея такие ресурсы и возможности, район должен жить и радоваться. Вот и о вашем колхозе говорят, что проблем очень много.

- Да, в прошлом году у колхоза на самом деле было 28 миллионов рублей долга. Конечно, проблем множество, думали о выживании, а не о развитии. Но за год нам удалось эти долги погасить, более того, мы получили неплохую прибыль. Зарплату выплачиваем вовремя, а с первого января мы ее подняли на пятнадцать процентов, люди также получат тринадцатую и четырнадцатую зарплаты. Приобрели новый холодильник, отремонтировали всю технику, находящуюся в гараже, закупили для колхозников продукты питания, свежемороженую рыбу, бензин. Кстати, во всех этих делах активно участвовали сами колхозники. Огромное им спасибо!

- За счет чего колхоз за год сделал такой рывок?

- Дело в том, что год назад Москва приняла решение расширить границы прибрежного лова. Колхоз имеет два вида квот - океа-ническую и прибрежную. Океаническая - около 500 тонн, прибрежная чуть больше двух тысяч. Раньше прибрежную квоту мы могли осваивать только в 12-мильной зоне. А там по сути вылова нет. И квота эта никому не была нужна. Теперь прибрежную зону расширили до 200 миль. Это резко поменяло дело. Я приехал на наш "кормовик", рыбопромысловое судно "Койду", который находится в Мурманске, поменял капитана, набрали новую команду. И решили - давайте поработаем так, чтобы в наш колхоз поверили! Квоту освоили досрочно, рыбаки остались довольны работой и зарплатой.

- А как они получают зар-плату? От выработки?

- Они получают 15 процентов от вылова - это колоссальная сумма.

- Говорят, что к тому же рыбаки зарабатывают браконьерством...

- Да, может, было раньше. Поверьте, теперь об этом и речи нет. С одной стороны очень ужесточилась морская охрана - могут даже внезапно прилететь на вертолете. Если найдут на борту неучтенную рыбу, у колхоза возникнут огромные неприятности. Зачем рисковать, если реально и законно можно получить очень хорошие деньги? И это мы доказали, выловив квоту, которая находилась в нашем пользовании.

- Давайте вернемся к квотам. Как вы их получаете?

- Квоты распределяет Моск-ва. В 2003 году наш колхоз в общей сложности получил квоту 2700 тонн рыбы для вылова в год. Эта доля закреплена за колхозом на пять лет. 500 тонн, как я уже сказал, это океаническая квота. Рыбу, выловленную по этой квоте, мы можем продать кому угодно - кто даст самую высокую цену. Прибрежная, а это две тысячи тонн, идет обязательно в порты России.

- И все же квоты продаются?

- Нет такого понятия "продать"! Можно заключить договор. После Нового года я собрал правление колхоза и сказал, что к нам за помощью обратились соседи из колхоза "Прилив". Чтобы их судно могло выйти в море, надо 1000 тонн квоты, у них не хватает 400 тонн. Все единогласно проголосовали за то, чтобы помочь - кто знает, может, и нам понадобится помощь? Остальная квота будет освоена собственными силами.

- А почему ваши суда сейчас стоят, а не работают?

- "Койда" стояла январь и февраль, выпускать ее в это время в море - себе в убыток, ведь шторма, погода была неустойчивая. Но "Койда" стояла не у "стенки" - мы делали фабрику под евростандарт, а на это тоже необходимы время и финансы. Сейчас судно готово, и с 23 марта вышло в море. Моряки устали от береговой жизни и все с большим энтузиазмом рвутся в море - лишь бы повезло с рыбалкой. Транспортное судно "Улброка" отремонтировано. На ремонт потратили около трех с половиной миллионов рублей, но оно востребовано только в весенне-летнее время. "Майда" - это судно прибрежного рыболовства, оно с января на промысле, результаты у него неплохие, несмотря на погодные условия.

- А ваше основное судно "Койда" в этом году загружено?

- Оно полностью загружено, лишь бы была рыбалка, квоты предостаточно. Были опасения, что Москва может "кормовики" снять с прибрежного лова. Во всяком случае, такая идея носилась. Тогда ловить рыбу было бы нечем. Конечно, это коснулось бы не только нашего колхоза, а всех.

- Да, логика у Москвы интересная. Сначала расширить зону прибрежного лова до 200 миль, а потом запретить туда заходить тем судам, которые там могут работать. То есть забрать "удочку".

- Но вот пришло известие, что эта проблема разрешилась удачно для всех нас, здравый смысл восторжествовал, значит, с уверенностью можно сказать, что у колхоза хорошие перспективы.

- А почему вы не участвовали в зверобойном промысле?

- Зверобойка - это риск. Необходимы капиталовложения. Сначала надо купить 120-150 тонн керосина, для этого необходимо около трех миллионов рублей, потом завезти сто тонн соли. Арендовать вертолеты, час работы одного стоит около 40 тысяч, это еще пять миллионов. У нас таких денег не было. И нам к тому же необходимо было решать другие задачи. Поэтому наш колхоз заключил договор с колхозом "Белое море". Мы предоставили им все свои цеха, сдали в аренду вольеры. Рассчитывали получить прибыль, но из-за погодных условий зверь от села Койды находится очень далеко, и зверобойный промысел в этом году не состоялся. В результате никто - ни Архангельский авиотряд, ни колхоз "Белое море", а главное жители села, не получили денег. Если сложится благоприятная обстановка, то колхоз "Освобождение" в следующем году будет проводить зверобойный промысел самостоятельно.

- Сейчас вы в будущее своего колхоза верите?

- Колхоз жив и будет жить!

Беседовала Светлана ПОПОВА.


Похожие новости

Последние новости