Виктор Илюхин и Геннадий Гудков внесли на рассмотрение нижней палаты парламента поправки в закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Документ разрешает прослушивать "телефонные или иные переговоры" не только у подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, но и у "лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях".
По словам Илюхина, под этими "лицами" подразумеваются родственники подозреваемых или осужденных, партнеры по бизнесу и те, кто находился вместе с ними в местах лишения свободы. Они обычно не идут на контакт со следствием, поэтому по-другому получить от них интересующую информацию невозможно.
Действующий закон, напомним, разрешает правоохранительным органам прослушивать телефонные переговоры, нарушать тайну переписки и неприкосновенность жилища только на основании постановления суда и только в отношении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.
Вместе с тем, Виктор Илюхин допустил, что в случае принятия поправок грань между теми, кого можно и кого нельзя прослушивать, будет "очень тонкой", и при определенных условиях можно будет прослушивать и его самого. По его словам, если проект поправок не будет поддержан большинством депутатов, он отзовет свою подпись под документом. Правозащитники опасаются, что поправки в закон позволят спецслужбам устанавливать "жучки" в квартирах и кабинетах на законных основаниях у всего населения страны.