УСТАЛИ ЖДАТЬ ПОДЪЕМА
По мнению аналитиков, за Николая Ивановича проголосовали в противовес бывшему губернатору Анатолию Ефремову. При предшественнике нынешнего главы жизнь в области несла на себе черты сюрреализма. С одной стороны, в области располагается главная космическая гавань России - космодром "Плесецк", с другой - элементарное бездорожье. На северодвинских предприятиях строились сверхвысокотехнологичные подводные атомные ракетоносцы, и в то же время пьянство и нищета процветали на селе. Богатые алмазами недра и постоянные долги по выплатам зарплат. Традиционно мощный, экспортно-ориентированный лесопромышленный комплекс уживался с катастрофической нехваткой средств на лесовозные дороги.
В области был и позитив: например, постоянный рост зарплат и доходов. Другое дело, что размер этих доходов жителей области определенно не удовлетворял. Строился газопровод, много усилий направлялось на увеличение загруженности морского порта, должно было начаться масштабное освоение поморских алмазов. Но люди просто устали ждать. Кредит доверия был исчерпан, и люди избрали нового губернатора. На своей инаугурации Николай Киселев пообещал жителям области: "Сверять каждый свой шаг с пульсом народа".
ПОНАДЕЯЛИСЬ НА ПРОРЫВ
С приходом губернатора Киселева все ждали прорыва. Кривые экономических прогнозов сулили скорое улучшение жизни. Однако, прорыва не случилось...
Уже в первый год управления областью было допущено нецелевое использование 62 миллионов рублей из областного бюджета. Тогда же обладминистрация получила от областных депутатов "неуд" за реализацию 122 федерального закона (в просторечии, закона о монетизации льгот). Впрочем, надежда на скорое улучшение оставалась. Но прошло три года, а у нас по-прежнему не принята Программа социально-экономического развития региона. Отметим, что программа была написана и даже опубликована. Она выносилась на одну из сессий облсобрания, но была отозвана самим губернатором. С тех пор о ней упоминать не принято. Тем не менее, не в ее ли отсутствии скрывается одна из основных причин того, что регион за все прошедшие три года не смог добиться успеха в многочисленных конкурсах Минэкономразвития на получение федерального финансирования своих проектов?
Сам губернатор давно взял на вооружение риторику предшественника: газопровод, алмазы, рост доходов, договоренности о выделении для области крупных средств из федерального бюджета. Как следствие, пресс-служба обладминистрации с традиционностью былых времен рапортует об успехах во всех основных показателях - бюджетном наполнении, строительстве жилья, доходах населения, газификации, постоянно упоминая о визитах губернатора в Москву и высоких оценках работы обладминистрации, полученных из столичных кабинетов. Но рассмотрим цифры.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
По итогам первого полугодия 2004 года (Николай Киселев к тому моменту отработал полтора месяца) прирост индекса промышленного производства составлял без малого 55 процентов, что было существенно выше среднероссийского показателя. Прошло время, и по итогам 2006 года прирост индекса составил уже унизительные для промышленно развитой области 0,4 процента!
Здесь стоит отметить, что индекс промышленного производства - показатель усредненный. То есть, например, на предприятиях северодвинской оборонки рост значителен. Это бесспорный факт, как и то, что сами предприятия центра атомного судостроения зависят напрямую от федерального центра. В то время как сам губернатор даже не смог встретиться с непосредственным куратором российской оборонки Сергеем Ивановым во время его визита в Северодвинск летом прошлого года.
А вот лесопромышленный комплекс - как раз областная вотчина. Идя на выборы, Николай Иванович планировал справедливо распределять сверхдоходы от ЛПК, однако ныне распределять почти нечего. Лесопромышленный комплекс Архангельской области в последние три года пребывает в депрессии. Падение основных показателей в лесозаготовке и деревообработке продолжается не первый год. Относительно стабильной остается только целлюлозно-бумажная промышленность. А 80 процентов предприятий ЛПК области попросту убыточны.
Одна из основных проблем - отсутствие дорог. И понимает это даже обладминистрация, но, к сожалению, типичной характеристикой практических шагов власти здесь служит послание губернатора-2005. В нем говорилось: "Хочу поставить точку в бесплодных спорах относительно развития транспортных коммуникаций в лесопромышленной отрасли. Областная администрация может и будет участвовать в их строительстве". Но слова остались словами.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Помимо промышленности, далеко не блестяще обстоят дела и на селе. И это несмотря на нацпроект. В регионе уже традиционно из года в год снижается объем продукции сельского хозяйства. В действующих ценах по итогам 2006 года (по предварительным данным) к уровню 2005 года он уменьшился на 2,3 процента.
В Архангельской области общая площадь земель, пригодных для сельского хозяйства, составляет 560 тысяч гектаров, причем 60 процентов из них пустуют! Более того, посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в 2006 году снизилась, по сравнению с 2005 годом, на 5,7 процентов. При этом, посевы зерновых культур сократились на 13,4 процента, кормовых культур - на 4,8 процента, картофеля - на 8,6 процента, овощей - на 6,8 процента.
Валовой сбор зерна (в весе после доработки) снизился на 14,7 процента, картофеля - на 7,3 процента, овощей - на 12,1 процента. В хозяйствах всех категорий в 2006 году произведено мяса (в живом весе) на 9 процентов больше, чем в 2005 году. Однако поголовье крупного рогатого скота в 2006 году продолжало снижаться и составило на первое января 2007 года 67 тысяч 800 голов. Для сравнения: в 2004 году их насчитывалось почти на 10 тысяч больше! Повод для оптимизма дает разве что 17-процентный рост по производству яиц.
Дотации на сельскохозяйственное производство в области если и выросли по ряду параметров, то весьма незначительно, а если говорить в целом, то господдер-жка на единицу продукции в течение последних трех лет снижается.
По словам председателя комитета по аграрной политике и продовольствию областного Собрания Надежды Павловской, в 2007 году в два раза сокращены дотации на мероприятия по коренному улучшению земель. Если в 2004 году господдержка составляла 12 копеек на рубль реализованной продукции, в 2005-м - 11 копеек, то в 2006-м - 9 копеек. Слабым звеном остается поддержка малых форм хозяйствования. Основные препоны: кредит сложно взять, продукцию некуда сбыть. Нацпроект декларировал создание снабженческо-сбытовых кооперативов, но у нас в области их организовано всего два, а работает один - в Вельске.
НАЦПРОЕКТЫ
Здесь наша область поработала разве что на "удовлетворительно". По крайней мере, о том, чтобы наш опыт ставили в пример другим или высоко оценили региональные наработки, ничего не слышно. А следовательно, реализация ПНП в регионе сводится к банальному освоению федеральных средств и выполнению нормативов. В то же время один из ключевых элементов идеологии национальных проектов - ставка на лидеров. "Именно лидеры в первую очередь получают поддержку своих усилий, что должно привести к постепенному качественному изменению обстановки в отраслях. В то же время, они должны стать стимулом для других: уравниловки больше не будет. Господдержку получит только лучший", - говорит вице-премьер Дмитрий Медведев. У нас же даже тема объединения университетов по-прежнему остается лишь уделом студенческих интеллектуальных игр.
В самом же насущном для большинства жителей области ПНП "Доступное и комфортное жилье" в регионе присутствует разве что положительная динамика роста объемов строительства. Но динамика, конечно, есть, а вот действительно значимых объемов строительства нет. В качестве примера возьмем менее населенную, чем наша, Калининградскую область. В 2006 году здесь введено в строй 501,3 тыс. кв. м жилья, вологжане построили 333 тыс. кв. метров, а у нас только 140,4 тыс. кв. метров. Более того, в строительстве "квадратов" на человека наш результат скромнее среднероссийского примерно в три раза. Как результат - непомерная стоимость жилья, никак не соотносящаяся со среднедушевым доходом.
Еще прошлым летом область была выбрана в качестве пилотной при реализации проекта малоэтажного деревянно-каркасного домостроения. Первый такой дом в Северодвинске планировали показать Дмитрию Медведеву сначала в прошлом октябре, затем этой зимой, однако дом так и не был построен. Как нет и массового строительства таких домов в регионе. Примечательно и то, что на программу "Дом для молодой семьи" в областном бюджете денег заложено меньше, чем на информационно-пропагандистскую работу.
И напоследок о доходах. Они, конечно, растут, как росли и при Ефремове. В январе 2007 года, по данным статистики, денежный доход на одного среднестатистического жителя Архангельской области составил 7788 рублей 80 копеек, что ниже, чем у среднестатистического россиянина и более чем на тысячу ниже, чем у среднестатистического жителя СЗФО.
ЗАТО МЫ СТРОИМ ЛЫЖНЫЙ СТАДИОН
Примечательно, что, рассматривая успехи работы обладминистрации, главный советник губернатора Александр Преминин вообще не стал углубляться в экономику, а предпочел в качестве позитива отметить строительство лыжного стадиона в Малых Корелах и бассейна на стадионе "Труд" в Архангельске. Вот только объектов этих еще нет и говорится о них по-прежнему в будущем времени.
Достаточно четкую оценку работы губернатора области сделал председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления господин Глазычев, более известный как один из ведущих телепрограммы "Реальная политика" - мистер Монблан. Комментируя "Известиям" "провал" возглавляемого губернатором-единороссом Черногоровым списка "Единой России" на региональных выборах в Ставрополье, он отметил, что позиции губернаторов в разных регионах очень разнятся. По его словам, у губернатора Архангельской области Николая Киселева позиции еще слабее, чем у Черногорова.
Отметим лишь, что так называемые "позиции" - это кредит доверия, который простые люди дают власти, а значит, самая что ни на есть прямая оценка работы. Так вот, если интерпретировать слова эксперта в данном ключе - в нашей области сей вексель обеспечен крайне слабо. Более того, в соседнем с нами Ненецком округе (жители округа тоже являлись избирателями нашего главы) осенью прошлого года дело дошло до беспрецедентного сбора подписей под требованием отставки Архангельского губернатора.
Правда, сам губернатор говорит о том, что намерен работать и дальше. Приводя в качестве железных аргументов тезисы о том, что федеральный центр пообещал деньги на ремонт "М-8", драмтеатра и железнодорожного вокзала, строительство газопровода. Однако заметим, что договоренности по получению крупных федеральных средств для области начнут работать только с 2008 года, года, в котором истекают полномочия действующего губернатора.
Дмитрий ДУНАЕВ, Фонд "Перспектива".www.arhperspectiva.ru