Улыбчивым людям в касках хочет ся верить!

0 0

 Улыбчивым людям в касках хочет ся верить!А ПРО КЕРОСИНОВУЮ ЛАМПУ НЕ ЗАБЫВАЙ!

В первый же день побывали на одном из самых интересных и значимых для всего Северо-Запада России объекте - "Юго-Западных очистных сооружениях" ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Только позавидовать остается, как система очистки сточных вод отлажена в Питере.

Технических работников на много гектаров - всего лишь пятеро. За порядком следят специальные собаки. Деньги (в основном скандинавские) вложены огромные, но дело того стоит.

Впечатлил музей очистных. Там и вставные челюсти, и странички паспорта, и резиновые крокодилы...

На следующий день, по пути в Кургальский заказник, мы увидели Ленинградскую атомную станцию. Она стоит на берегу Финского залива, она самая мощная в Европе. Действует уже давно, основной срок службы реакторов уже истек, но сейчас он продлен. Правда, в магазинчике неподалеку от станции, куда мы заскочили, по какой-то причине не было света. Девушка-продавец освещала помещение керосиновой лампой. Забавно, но, видимо, эту керосинку продавцам магазина приходится использовать довольно-таки часто, потому что лампа была далеко не новенькая. В радиусе нескольких километров не продаются сигареты.

У ВОРОТ НАС ВСТРЕЧАЛО ВСЕ НАЧАЛЬСТВО

Еще мы были в порту Высоцк, точнее на нефтяном терминале "Лукойл-2". Просто блеск, как ответственно отнеслись там к приезду журналистов! У ворот нас встречало все начальство во главе с исполнительным директором Юрием Морозовым (в кресле которого я, недолго думая, сфотографировалась). Экскурсию устроили по высшему классу, все показали-рассказали, ответили на все вопросы.

Корпоративный дух царил повсюду. Всем предлагали фирменные каски с лукойловским логотипом. Вместе с нами по терминалу гуляли МЧСовцы и представители правительства Ленобласти, то есть "Лукойл" оказался открыт для всех. А открытость, как известно, подкупает. Как и заявления о том, что оборудование самого высшего международного класса и стремиться можно только к тому, чтобы все это просто сохранить.

На всей территории терминала ослепительно белый снег, даже в местах непосредственной погрузки-разгрузки нефтепродуктов. В случае аварийного разлива нефти обещают быстренько все устранить. Таким улыбчивым людям в касках на самом деле хочется верить. И верится. К сожалению, многим нашим предприятиям и чиновникам, отгородившимся от нас турникетами, пресс-службами и хмурыми недоверчивыми лицами, как-то не верится.

На самом деле, конечно, среди огромных 20-тонных резервуаров с нефтепродуктами гулять страшновато. Но уверенность работников в себе и в своем оборудовании настолько велика, что на территории терминала не запрещается даже курить в специально отведенных для этого местах. "Если бы мы ввели для работников подобное ограничение, то сразу бы нарушили трудовое законодательство и столкнулись с недовольством наших зарубежных соседей", - заявило их начальство.

У нас на нефтяных предприятиях, конечно, тоже курить нигде не запрещают. Но прецеденты случаются то и дело. Из-за плохого оборудования ли, из-за личного головотяпства ли - судить компетентным органам. Совсем недавно, в ночь на 27 марта, на нефтебазе ОАО "РН-Архангельскнефтепродукт" в ночную смену, когда бригада работала на сливе нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, загорелся рабочий. Оказалось, что облитый нефтепродуктами мужчина решил покурить. Сорок процентов тела оказались обожжены. А 13 октября 2005 года на этой же нефтебазе при производстве ремонтных работ на 600-тонном резервуаре произошел взрыв. Как стало известно, один из рабочих, проводивших ремонтные работы, курил сигарету...-

ЗАРОЖДАЕТСЯ НОВОЕ ДВОРЦОВОЕ ТВОРЧЕСТВО

В Кургальском заказнике на побережье стоял огромный специальный бинокль. В него смотрели МЧСовцы. Оказалось, четверо рыбаков уплыли в залив на отколовшейся льдине, и за ними была послана лодка. Такое, говорят, случается регулярно. А на другом берегу мы с таким же интересом и восторгом разглядывали в бинокль первых, сливающихся издалека с льдинками белоснежных лебедей, прилетевших на залив, как только на нем появилась открытая вода... С каждым годом люди и бизнес приносят лебедям все больше беспокойства, сгоняют птиц с обжитых мест...

Всюду идет настоящее техногенное вторжение, особо охраняемые "островки" подвергаются настоящей атаке бизнесменов, строящих вокруг современные предприятия. Для привлечения крупных инвестиций, особенно иностранных, власти готовы на все. Порты в Приморске и Усть-Луге, нефтяной терминал "Лукойл-2", "Северо-Европейский газопровод", тянущий "трубу" прямо через заказник "Раковые озера"...

Все предприятия эти, несомненно, развивают экономику региона, вносят свой вклад в развитие областной инфраструктуры, пополняют бюджет области немалыми налогами. Но вопрос грамотного сосуществования этих предприятий с природой остается открытым. И не только для экологов и журналистов. Местные жители, представители малого народа - ижоры, беспокоятся, что привычный уклад их жизни, которая до строительства частной компанией огромного порта в Усть-Луге была практически деревенской, нарушен. Вопрос компенсации ущерба природе еще как-то обсуждается, а вот вопрос компенсаций местным жителям, которые страдают не меньше деревьев, на официальном уровне пока не поднимался.

Рядом со строящимся портом Усть-Луга через десятилетие с лишним решено воздвигнуть настоящий город, с населением более 30 тысяч человек. Место выгодное, удобное, там будут жить работники порта, появится много нового жилья. Весь вопрос в том, что стоять новый город будет всего лишь в трех километрах от заказника Кургальский. И только этим, пафосно говоря, подпишет заказнику смертный приговор. Как решить, что же важнее?

Валентин Сидорин, пресс-секретарь губернатора Ленобласти, радостно твердил о грядущем режиме самоокупаемости: скоро во всех ООПТ появятся рекреационные зоны, где человек абсолютно законно сможет отдохнуть. Тогда заказники и иже с ними смогут зарабатывать деньги на туризме и сами себе помогать охранять себя. Тот факт, что чисто психологически статус запретности территории сойдет для людей на нет, его не интересует.

Не знаю, строят ли тамошние чиновники и представители крупного бизнеса дачи в запрещенных для этого местах.

Но и у нас, и в Ленобласти, что особо не охраняется, то уже приватизировано. Как сказал один из организаторов медиатура Александр Шкребец, житель Стрельны, вокруг столицы Северо-Запада начинает зарождаться новое дворцовое творчество, столько шикарных коттеджей понастроили везде новые русские.

А У НАС - СНЕГ И ЗЕМЛЯ ПРОПИТАНЫ МАЗУТОМ

Не думаю, что у нас в области намного меньше проблем, нежели на территории Финского залива. Но к их проблемам привлекается внимание, они на слуху. Организованный медиатур (который, кстати, поддер-жало правительство Ленобласти, на его автобусе мы проехали почти 1000 километров) - прекрасное тому подтверждение. Об архангельских же проблемах зачастую не знают даже местные жители. Подобный медиатур для журналистов Северо-Запада помог бы поднять наши проб-лемы на серьезном уровне.

Для меня участие в медиатуре и поездка по побережью Финского залива оказались очень интересными, познавательными и полезными.

Ведь Ленинградская и наша области все же субъекты одного федерального округа. И обидно было то, что если Архангельская область где-то и упоминалась, так только в числе аутсайдеров.

Правда, меня грела мысль, что у нас растут пока еще не совсем вырубленные леса-буреломы и медведи с волками ходят. И все же постоянно думалось, как же у нас все плохо! И почему у нас не строятся современные терминалы? На нефтебазе снег и земля пропитаны мазутом, все это попадает в почву, воду, воздух. А если ветер дует со стороны Талаг, где расположена нефтебаза, то просто невозможно дышать. И информацию у нас просто не добыть!

Одна из участниц медиатура как-то за ужином произнесла потрясающую своей простотой и очевидностью фразу. "Человек забыл, что он часть экологии. А не экономики", - сказала она. И ведь точно. Похоже, некоторые жители Санкт-Петербурга уже начинают это понимать...

Марья ЛОГИНОВА.


Похожие новости

Последние новости