ВРЕМЯ ДИАЛОГА

0 0

 ВРЕМЯ ДИАЛОГАБуквально еще год назад региональные власти смотрели на проблемы в ЛПК сквозь пальцы. Вице-губернатор по экономике и финансам Юрий Шевелев был сдержанно-оптимистичен: "В 2006-м, я уверен, возьмет реванш архангельский лесопромышленный комплекс". Вот только сегодня понятно - никакого реванша не получилось.

ПЕЧАЛЬНЫЕ ЦИФРЫ

Достаточно познакомиться с официальной статистикой: в 2006 году индекс производства в деревообработке составил 93 процента по отношению к 2005 году. Производст-во пиломатериалов сократилось на 8,5 процентов. Если бы это было характерно только для одного года, еще полбеды. Но налицо тенденция продолжающегося падения отрасли. Ведь и результаты 2005 года трудно назвать хотя бы терпимыми: индекс производства составил 91 процент, производство пиломатериалов сократилось на 9,9 процента, гласят официальные данные.

Вполне возможно, что некая легковесность, с которой региональные власти отнеслись к проблемам ЛПК, объясняется просто - мол природная аномалия. В первом приближении это так и выглядит - из-за низких уровней воды в реках сорвалась прошлая летняя навигация, переработчики в итоге не смогли создать оптимальных запасов сырья. Непривычно теплая зима опять же привела к срыву зимних заготовок.

Однако симптомы кризиса начали проявляться задолго до этого - срыв навигации лишь только обострил проблемы комплекса. Казалось бы, кризис должен был спровоцировать власть на жесткие и быстрые действия. Как минимум, на создание некоего оперативного штаба, который объединил бы власть и бизнес. Этого не произошло. Сторонним наблюдателям, к которым теперь относится и депутат Госдумы Владимир Крупчак, оставалось лишь констатировать факты: "Я - оптимист, но для ЛПК региона сейчас не вижу никакого позитива".

По словам депутата, в отрасли "наметился рост убыточных предприятий. Их количество в общем числе составило более 80 процентов!"

ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ПУТЯМИ

Вполне возможно, что отстранение власти от решения проблем объясняется просто - попыткой следовать либеральной парадигме. Дескать, государство вообще не должно вмешиваться в происходящие в экономике процессы - рынок все расставит на свои места. Очень красивая концепция, вдобавок ко всему не требующая от властей никаких усилий - сиди, наблюдай и собирай налоги.

Вот только в нашей стране, особенно в лесопромышленном комплексе, подобный подход обречен на провал. И дело даже не столько в том, что в так называемых развитых странах подобная схема шлифовалась веками и сейчас регулируется более традициями, нежели законами.

Самое главное и основное, почему невозможно вести бизнес в лесу без участия государства - частной собственности на лес нет, он принад-лежит государству. Опять же, все правила игры на этом рынке устанавливает также государство.

Все остальное - уже производное от этого факта. Впрочем, даже производные здесь играют немаловажную роль. Скажем, создание рабочих мест или рост налогооблагаемой базы - в этих вопросах государст-во должно стимулировать бизнес, предлагая ему некие преференции, которые вполне можно рассматривать как инвестиции. Ведь затраченные ресурсы возвращаются опять же в казну в виде тех же налогов.

ПОДАРОК СОСЕДУ

Однако пока говорить об этом не приходится. Яркий, хотя, может быть, уже и набивший всем оскомину пример - строительство дорог в регионе. Результатом долгих разговоров стало элементарное "забалтывание" темы. Очень долго судили-рядили, сомневались, обсуждали: кто будет их строить, кто будет содержать, можно ли в одном проекте смешивать частный и государственный капиталы... В итоге на уровне федерации уже приступили к реализации проектов, в которых эти самые частные и государственные средства смешиваются на партнерских принципах, а в регионе все та же беда - отсутствие дорог. И это мешает не только вывозить сырье из лесоизбыточных районов, но и вступает в откровенную конфронтацию с конституционным правом граждан на доступность транспортного сообщения.

Впрочем, таким примерам нет числа. Из той же серии - вывоз сырья. Почему лесопромышленники страдают от нехватки автодорог? Потому что традиционный для севера сплав откровенно затруднен. Кто вспомнит, когда в последний раз на Северной Двине проводились дноуглубительные работы? А ведь последние два года даже пассажирский теплоход из Архангельска в Котлас не ходит... Вот и приходится лесникам вспоминать средневековые технологии: чуть ли не вручную переваливать сырье с баржи на баржу, чтобы пройти речные перекаты. Может быть, уже имеет смысл задуматься и о возрождении молевого сплава на малых реках Севера?

Другая острая проблема - вывоз круглого леса за пределы региона. Местные деревообрабатывающие предприятия страдают от дефицита сырья, а кругляк прямиком везут к соседям. Конечно, это проще. Но, при всем уважении, почему мы должны превращаться в сырьевой придаток и отдать добавленную стоимость в бюджеты других регионов? А это ведь тоже вопрос к власти. Если областные чиновники заинтересованы в пополнении доходной части бюджета, значит, надо запрещать вывоз кругляка за пределы региона. Ведь на федеральном уровне подобное решение уже принято.

Впрочем, это далеко не все вопросы, которые лежат в сфере ответственности власти, а отнюдь не бизнеса. Мы сознательно не затрагиваем тему кадрового дефицита и состояния системы профессионального образования - как начального, так и высшего. Слишком она обширна, чтобы касаться ее мимоходом.

Можно предположить, что вопросов у лесопромышленников к власти за последние годы накопилось немало. Как, впрочем, и предложений.

Не секрет, что лесопромышленники достаточно широко представлены в депутатском корпусе и их активное участие в подготовке правительст-венного часа - скажем, рабочую группу возглавил гендиректор СЦБК Николай Львов - вполне логично и объяснимо. Ведь правительственный час - тот случай, когда у бизнеса появляется возможность из первых уст услышать - понимает ли власть всю сложность ситуации, сложившейся сейчас в ЛПК? Есть ли у чиновников план тактических действий - на этот год и стратегический - на три-четыре года вперед?

Очевидно, что властям надо окончательно определиться - какая отрасль станет на ближайшие годы локомотивом региональной экономики. Складывается ощущение, что пока этого понимания просто нет - вот и шарахаются чиновники от сельского хозяйства к туризму, рисуя порой откровенно завиральные картины чудесного будущего. Никто не спорит, вкладываться в эти отрасли необходимо. Но очевидно, что на одном туризме огромную область просто не поднять. Так может, и не умствовать лукаво, а вернуться к уже испытанной модели советских лет, вспомнить о "всесоюзной лесопилке" и "валютном цехе"?

Понятно, что ответа на этот вопрос не будет до тех пор, пока не появится внятная и досконально проработанная стратегия социально-экономического развития области.

Однако правительственный час может стать пусть и не первым, но серь-езным шагом к диалогу между бизнесом и властью - диалогу, который будет вестись с позиции взаимного уважения.

Андрей МУРАШОВ, фонд Перспектива,www.arhperspectiva.ru


"НАС УПРЕКАЮТ СПРАВЕДЛИВО"

- Мы довольны, что депутаты уделили внимание нашей отрасли, которая оказалась в довольно сложной ситуации, - заявил нам после завершения правительственного часа директор департамента лесного хозяйства Николай Кротов, - причем, не критиковали, а предложили реальную помощь. Я думаю, мы обязательно будем привлекать к разработке областных нормативных актов по управлению лесами как депутатов, так и представителей бизнес-сообщества. Подобные консультации уже начались.

Выступая в рамках правительст-венного часа, вице-губернатор Александр Давитиашвили заявил, что сейчас одной из основных проблем отрасли является дефицит сырья. По его оценке, в этом сезоне обрабатывающим предприятиям области не хватит примерно полтора миллиона кубометров. При этом, по его словам, примерно такие же объемы круглого леса вывозятся за пределы региона.

Чтобы снять последствия аномальных погодных условий, областные власти намерены выделить архангельским предприятиям участки так называемой промежуточной рубки. Кроме того, по словам Давитиашвили, чиновники с помощью административных мер попытаются перекрыть каналы вывоза сырья за пределы региона.

Вместе с тем, по его оценке, за год невозможно вернуть ЛПК региона былую эффективность - необходима стратегия развития отрасли. "Нас справедливо упрекают, что администрация области не знает, куда идти", - отметил Давитиашвили. Однако, совместными усилиями исполнительной, законодательной властей и бизнес-сообщества можно исправить сложившуюся ситуацию, уверен вице-губернатор.

Понятно, что подобные декларации уже не раз звучали с высоких трибун. Очевидно, поэтому депутаты в своем постановлении по итогам правительственного часа прописали вполне конкретные рекомендации чиновникам. В том числе, изыскать дополнительные средства на ремонт дороги Вологда-Архангельск и дноуглубительные работы на Северной Двине. Кроме того, областное Собрание обратится с предложением в Госдуму о перераспределении лесных платежей в пользу региона и муниципальных образований.


Похожие новости

Последние новости