Прокомментировать это назначение мы попросили советника губернатора Александра Преминина, который, как известно, находится в добрых отношениях с Вешняковым. Он сразу же позвонил Александру Альбертовичу, и мы получили от него самого такой комментарий: "Это не работа, а почетное звание".
Продолжение.Начало на стр.1
- Александр Николаевич, как вы считаете - почему все же случилась эта отставка? Похоже, она была неожиданной для нашего земляка?
- Я могу высказать только свою точку зрения. Дело в том, что Александр Альбертович фигура цельная, харизматичная и увлекающаяся. Он создал систему. И вот, когда он ее создал, с точки зрения системы управления, он уже оказался не нужен. Ведь система созданная и обкатанная, она не требует людей такого уровня, как Александр Альбертович, чтобы следить за ней.
- То есть для вас эта отставка не явилась неожиданностью?
- Мы по этому поводу с ним спорили несколько раз. Я ему давно говорил, что ему пора уходить. Он отвечал - нет, многое еще не сделано. Но я подходил с точки зрения теории, а я теорию управления студентам читаю. И дискутировал именно с теоретической точки зрения: "Александр Альбертович, хватит, надо заняться чем-то другим, конструктивным". Я доводы свои приводил. Допустим, последние выборы в Северодвинске. Партии определили своих кандидатов, они работали. А частные предприниматели просто поступали - они брали студентов, которые обходили квартиры, рассказывали о кандидате, возможно, шоколадки приносили. И так они с тройным преимуществом побеждают любого представителя, любой партии. И все время Александру Альбертовичу говорил: "Хочешь идти в политику, иди в партию, рекомендуй себя там, чтобы она за тебя отвечала. И ты должен быть понятным для населения".
Безграничная черта выборов и бесконечная демократия, они не могут быть. Александр Альбертович, мне кажется, вот этим увлекся. А надо было рассматривать качественную структуру, систему нашего общества и наших выборов. С моей точки зрения, в администрации президента и сделали переоценку этих ценностей, что, наверное, человека надо использовать в другом качестве.
Это одна гипотеза. Другая - Александр Альбертович приобрел всероссийскую известность...
- То есть он стал восприниматься как самостоятельный политик. А как вы думаете, может он стать в будущем таким политиком?
- Он человек команды. У него было сложно с Борисом Николаевичем Ельциным. Хотя трудно говорить об отношениях царя и боярина, и, тем не менее, Александр Альбертович был опальный стрелок. Здесь в администрации президента было все наоборот, его понимали. И он понимал. Он ценит, что он в команде. Не думаю, зная его характер, что он будет идти наперекор.
- Говорят, что, скорее всего, он станет послом...
- А что ему можно доверить? Он же на любом месте приобретает всероссийский масштаб, и все будут говорить - он слишком высоко вознесся. Ему опасно что-то давать. Кто ему что отдаст?
- А может ли он быть губернатором здесь у нас?
- Ему это не интересно.
- А, возможно, интересно Владимиру Владимировичу Путину. Может же он назначить такую сильную личность, чтобы объединить область и округ.
- В Москве давно ходят с идеей Северного края. Причем есть несколько моделей. По одной - центр будет в Вологде, а с учетом перспективы развития Северодвинска, Архангельск может превратиться в захолустный городишко, который никому не нужен. Для нас это нехороший вариант. Есть и другие. И все они для политической элиты очень болезненные.
- Тем более, Александра Альбертовича могут призвать на объединение.
- Теоретически это исключать нельзя.
- Каким образом у вас установились с ним добрые отношения?
- С телевидения. Я его, как теперь говорят, раскручивал. Помогал избираться в Верховный совет. По большому счету - Вешняков мой первый опыт в этом деле. Но он фигура мощная - его надо было только подтолкнуть, а дальше он сам пошел.
- После ухода Вешнякова, который оказывал вам покровительст-во, не потеряли ли вы часть влияния?
- Мы Александром Альбертовичем никогда не пользовались. Он как Феликс Эдмундович Дзержинский - без страха и упрека. Избирательную кампанию без его ресурса, безу-словно, нам было бы не провести. Нам бы многие просто не поверили. В Москве, прежде всего. Он нас часто критиковал, если мы были не правы. Он очень критиковал мой уход с поста заместителя главы администрации области.
- А почему вы ушли?
- Меня выдавили.
- Кто же?
- Те силы, которые считали, что они избрали Киселева.
- Возможно, политтехнологу вообще не стоит идти во власть?
- Бывает по-разному. Иногда надо подставить плечо для разгона. Ты пообещал и должен выполнить. Денег назанимал - надо вернуть.
- Говорят, что вы можете возглавить выборный штаб "Единой России"...
- Нет, я хоть и внештатный, но советник губернатора, другие партии скажут, что же это делается? Тогда мне надо слагать с себя полномочия. Я же занимаюсь политическими вопросами. Когда возглавишь штаб, придется по остальным ездить танком. Зачем это? Это неправильно было бы.
- Вы не просто советник, а руководитель группы советников. У вас какие функции?
- Прежде всего, это координация.
- А много у вас в группе советников?
- Много. Больше двух десятков. И мне надо помогать товарищам. Они для меня товарищи - есть очень активные, много времени уходит на помощь. Есть вопросы, которые постоянно задает губернатор. Я же всегда с точки зрения стратегии думаю, а что будет потом? Через год, два, три.
- Не кажется ли, что у вас получилась еще одна параллельная структура управления?
- А что плохого, что власти безвозмездно помогает общественность? Просто мы недооцениваем ее роль.
- Вы бы не хотели стать губернатором?
- Губернатором я тогда мог бы сразу стать. Но я же осознанно увидел, что Николай Иванович будет интересней и полезней для области, чем я. У каждого своя роль. Мне интересно заниматься людьми, кадрами.
- Еще говорят, что сейчас вы поддерживаете депутата Госдумы Владимира Крупчака..
- С Крупчаком нет никаких отношений. Дело в том, что фигура Крупчака могла бы для области принести больше пользы. Не понимаю - чем он перед избирателями собирается отчитываться? Мы с ним в администрации области не сложили ни одного проекта, ни одной программы. Какие основания у меня есть, чтобы его раскручивать или ему помогать? Он ничем себя не зарекомендовал в работе. А я обещаниям не верю. За день-ги меня купить нельзя. Это просто невозможно. Соответственно, когда я не верю, я работать не могу. Это мой принцип. И вообще - Крупчаку трудно будет убедить избирателей, что он нужен.
- Думаю, найдет аргументы.
- Тогда это проблема избирателя.
- Но рейтинг у него высокий.
- Мы тоже делали свой замер. Поверьте - это иллюзия.
- Как вы думаете, нынешний глава останется на второй срок?
- Сейчас открыто несколько проектов, особенно такой значимый, как газовый. Это было бы самой большой бедой, если бы сменился губернатор.
- Неужели в "Газпроме" так важно - какая фамилия у губернатора. Ведь есть интересы региона...
- Предыдущая команда восемь лет чего-то там вела. И что? А вот пришел Киселев и за год газопровод довели до Мирного.
- Положим, о газопроводе в Мирный договаривались военные... Это важно для обороноспособности страны.
- Военные ходили туда-сюда, им отказали. Пока Николай Иванович не пошел к президенту. Сразу все решилось на сто процентов. Поверьте - наша земля не так богата такими людьми... Поэтому будем дорожить тем, что у нас есть.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО.