С начала этой недели поселок Холмогоры Архангельской области посетило уже четыре СМИ, включая журналистов центрального телевидения. 11 апреля этого года Холмогорский районный суд вынес приговор 30-летнему Ефрему Ефремову, врачу-хирургу Холмогорской центральной районной больницы. Полтора года назад, 9 декабря 2005 года, Ефремов делал операцию, по врачебным меркам, простую - удалял аппендицит. Скальпелем повредил мочевой пузырь, в результате его содержимое вылилось в брюшную полость. 36-летний Александр Глупышев, старший сержант Холмогорского отдела вневедомственной охраны, отец двоих детей, умер от заражения крови спустя два дня в реанимации Архангельской областной клинической больницы (АОКБ). Суд признал Ефремова виновным по ст. 109, ч. 2 УК РФ - "Причинение смерти по неосторожности ввиду ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей", и приговорил его к двум годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении, а также к лишению права заниматься врачебной деятельностью сроком на три года. Сейчас Ефремов находится в следственном изоляторе №1 Архангельска. Свою вину признает лишь частично и намерен обжаловать приговор в Архангельском областном суде.
Здоровье у Глупышева было крепкое, а восьмого декаб-ря, накануне той страшной пятницы, вдруг прихватило - начались боли в животе. Всю ночь промучился, утром увезли в больницу. Диагноз - "острый аппендицит". Срочно, в одиннадцать часов, начали операцию, а где-то около четырех Лариса с сыном Мишей пришла к мужу в палату. Тот жаловался, что болит живот. В воскресенье, 11 декабря, Ларисе сообщили, что Александра необходимо срочно везти в Архангельск.
Привезли в десять вечера, и снова моментально положили на операцию. Толку, правда, от нее уже не было. Моча всосалась в кровь. У больного развился так называемый эндотоксиновый шок. 12 декабря Александр умер.
После, на суде, врач-хирург АОКБ Марина Гасникова, которая делала операцию и была лечащим врачом Глупышева, скажет, что больной поступил к ним уже в крайне тяжелом состоянии, с ранением мочевого пузыря, неправильно были наложены швы (полость необходимо было ушить двухрядным швом, а Ефремов сделал однорядный), не был установлен катетер для отвода мочи, в результате чего в брюшную полость вылилось около двух литров мочи.
Мужа Лариса похоронила 15 декабря. Накануне ее вызвали в местную прокуратуру и сообщили, что заведено уголовное дело, а от нее требуется подать иск на возмещение морального вреда. Решением Холмогорского районного суда в пользу Ларисы будет взыскана сумма в размере 100 000 рублей. Адвокат Ефремова, пока еще длился суд, приезжала к ней домой и предлагала примирение, говорила, мол мужа вашего уже не вернешь... Предлагала в качестве компенсации такую же сумму.
Мириться Лариса, понятно, не согласилась и наказание, определенное Ефремову судом, считает недостаточным. Максимально по статье положено три года. Суд же не нашел в деле так называемых отягчающих обстоятельств и дал два. К отягчающим обстоятельствам, пояснила судья Надежда Курочкина, относится рецидив и т.д. В подробности судья вдаваться не пожелала, сказала, что дело относится к числу неосторожных.
МЕДСЕСТРЫ ОКАЗАЛИСЬ МУДРЕЕ ХИРУРГА
Расследованием обстоятельств дела занималась прокуратура Холмогорского района. Продолжалось оно пять с половиной месяцев. 16 июня 2006 года дело было направлено в суд.
По словам прокурора района Сергея Лунева, расследовавшего данное дело, на суде было десять свидетелей. Свидетельствующие врачи коллегу Ефремова защищать даже не пытались, показания давали по сущест-ву. Медсест-ры Холмогорской ЦРБ Валентина Шестакова и Лариса Постникова, присутствовавшие при операции, сообщили суду, что пытались указать Ефремову на его ошибку, но он к ним не прислушался.
По словам прокурора, раскаяния на лице хирурга не было, а в один из дней Ефремов и вовсе явился на суд пьяным. Впрочем, что там на суд - следствие выяснило, операцию по удалению Александру Глупышеву аппендицита Ефрем Ефремов также делал в состоянии глубокого похмелья. Коллеги Ефремова в больнице спорят: говорят, на момент операции он был просто пьян. По словам врачей Холмогорской ЦРБ, в день операции Ефремов позвонил главному врачу. Отметился, что идет оперировать. Главврач, невзирая на состояние хирурга, дала добро.
ГЛАВВРАЧ ХОЛМОГОРСКОЙ БОЛЬНИЦЫ И ЕЕ ЗАМ ОБВИНЯЮТСЯ В ВОРОВСТВЕ
И здесь получить бы ответ от главного врача, как это можно было подпустить пьяного (или же в состоянии похмелья) врача к больному, но сделать это, к сожалению, сложно. Тогдашний главврач Холмогорской ЦРБ, которая пустила Ефремова оперировать, сейчас, как сообщили в прокуратуре, под следствием: расхищала муниципальную больничную казну. Следствие ведет также Холмогорская районная прокуратура. Не достучаться теперь и до тогдашнего заместителя главного врача: он также под следствием прокуратуры - будучи ответственным за хозяйственную часть Холмогорской ЦРБ, оформлял фиктивные наряды на проведение работ в больнице.
"НЕПЬЮЩИЙ ХИРУРГ - БОЛЬШАЯ РЕДКОСТЬ"
Нынешний и.о. главного врача Холмогорской ЦРБ Александр Парфентьев в должности только с 19 марта этого года, кстати, также хирург, до этого работал в Емецке заведующим хирургическим отделением больницы. Подсудимого он ни разу в глаза не видел. И судить незнакомого коллегу права не имеет. А еще сказал, что каждый человек загадка, а аппендицит - болезнь не такая простая, как кажется... И кто вообще сказал, что это была врачебная ошибка?
Леонид Калинин, хирург Холмогорской ЦРБ, Ефремова, напротив, знал хорошо. Ведь работал под его началом - Ефремов был не просто хирург, а заведующий хирургическим отделением. На тот момент, когда Ефремов оперировал Глупышева, Калинин был в командировке. А вот увозил неудачно прооперированного мужчину в Архангельск уже сам. Калинин рассказал нам, что все то время, сколько помнят Ефремова в больнице, у него было запойное пьянство. Какое тут похмелье... С решением суда Калинин, впрочем, не согласен - сказал, врачей сажать нельзя, все врачи ошибаются, кроме того, непьющий хирург - большая редкость, но то, что Ефремов оперировать явился пьяный, - это нонсенс...
Ни в больнице, ни в правоохранительных органах никто даже не заикнулся, что Ефремов был плохим врачом. Так ведь и учебное прошлое у него солидное - сначала северодвинское медучилище (он уроженец Северодвинска), после СГМУ в Архангельске, далее интернатура по специальности "хирургия" в северодвинской городской больнице №2, после был зачислен в клиническую ординатуру на кафедру университетской хирургии. Работал врачом-хирургом в северодвинской больнице №2.
В Холмогорской ЦРБ Ефрем Ефремов появился в августе 2005 года. Говорят, здесь знали, что это была "ссылка" за неподобающее поведение, но взяли - ведь хирургов не хватает. Операций, которые Ефремов делал вот так, спустя рукава, его коллеги рассказывают, была не одна и не две. Пил - получал выговоры. И снова лечил. И чтобы уволить его, как теперь стало ясно, ему нужно было, выражаясь простым языком, зарезать человека.
***
Год и четыре месяца прошло со дня смерти Александра Глупышева. Его похоронили в селе Ломоносово Холмогорского района, откуда он родом и где живут его родители. Последний раз на могиле его жена Лариса была зимой, когда дороги еще позволяли. С двумя детьми теперь она живет на положенные медсестре семь тысяч в месяц плюс пенсия по потере кормильца - 1100 рублей. Еще какие-то президентские - 480 рублей.
В эти дни в ее доме не переводятся телекамеры. От расспросов журналистов, говорит, уже устала, а после того, как Ефремову был вынесен приговор, не смотрит телевизора и не читает газет.
У 36-летнего милиционера Александра Глупышева остались 15-летний сын Миша и тихая, скромная 12-летняя дочка Люба. И, видимо, из газет они узнают, что их отец стал первой жертвой врача в Архангельской области.
Марина ТРЕТЯЧЕНКО,
Холмогоры-Архангельск.