Так совпало, что Александр Донской как раз подводит итоги своей работы на посту мэра за два года, а это половина срока. Аналитики и наблюдатели гадают - отработает ли мэр вторую половину? Не закончится ли его карьера буквально в ближайшие дни?
Александр Донской вместе с директором департамента информации и общественных связей мэрии Евгением Удалкиным к нам в редакцию пришел в тот день, когда в прокуратуре он и его адвокаты закончили чтение дела.
- Александр Викторович, как самочувствие? То мы слышим, что мэр ходит потухший, то говорят, уже взбодрился...
- Когда происходит работа, связанная только с посещением прокуратуры, то, конечно, не очень весело. А когда работа на свежем воздухе, то самочувствие хорошее.
- Что такое работа на свежем воздухе?
- Вот я сегодня с утра съездил в Северный округ. Уже настроение хорошее. Есть там позитивные тенденции. Округ убирается. СЦБК активно убирает свою территорию.
- Вообще, в последнее время в городе, надо признать, стало почище. Говорят, вы взяли какого-то важного специалиста по уборке?
- Я пригласил для работы в мэрию бывшего главу Северного округа Валентину Попову. Она взята советником мэра. Есть в этой должности своя прелесть - она ни за что не отвечает. Ей поручено быть моими глазами в округе. Она едет по округам и выискивает проблемы, касающиеся благоустройства. Было бы красиво, если бы должность называлась "главный дворник", но она ничего не убирает. Она определяет, из-за кого проблемы возникли. По итогам этих проверок я потом принимаю решения. Я для себя так решил, что должно быть решение - либо позитивное, то есть приехали в школу - чисто, благодарность директору, либо негативное - дорога не убрана - Мохначеву (начальник управления дорог и мостов мэрии - прим. ред.) выговор. Вот сейчас выговоры получили Мохначев, Оронов ("Жилкомсервис"), директор "Спецавтохозяйства". Выговоры плюс стопроцентное лишение премии. И вот сейчас по итогам работы, которую мы совместно с ней ведем, у нас есть люди, которые за две недели получили по два выговора. Мохначев получил уже второй выговор. В перспективе, я надеюсь, кто-то по итогам этих проверок будет уволен. Это самая эффективная мера наказания.
- А за что может получить выговор ваш пресс-секретарь - Евгений Евгеньевич Удалкин?
- На самом деле у него работа виртуальная. Я думаю, большинство людей, если бы он не вел передачу "Городской масштаб", его бы и не знали. И если бы журналисты не рассказывали, что есть такой человек - либо великий, либо ужасный, либо еще какой-то.... Задачи, которые я ему ставлю, связаны с тем, чтобы по тем приоритетам, по которым мы работаем, выходила информация. И для меня важно, чтобы выходила информация любая - негативная, позитивная, потому что люди видят, где что в каком состоянии.
- А вот, к примеру, Мохначев получил уже второй выговор, наверняка за одно и то же. Он объяснил, может, какие-то причины помешали ему нормально работать?
- Есть два подхода к управлению - спросить у человека, почему у него не получилось, а второй вариант - ведь если человек нанимался на такую ответственную работу - он знал, на что идет. Зазубрин - зам Мохначева - я скажу, что он еще хуже Мохначева. С кадрами огромная проблема. Я был в Германии на одном из складов, где работают в том числе русские люди - я спросил, а в чем принципиальное отличие работы здесь от работы в России? Вот вы даже поговорить со мной не можете, вы все время работаете. Мне отвечают: а нас компьютер отслеживает. И если ты находишься на первом месте по количеству ошибок - тебя уволят. Мне в принципе такой подход нравится. Да, он бесчеловечный, но, с другой стороны, человек, если он талантливый рассказчик, всегда сумеет найти причины, почему у него не получилось. Не везде у нас есть конкуренция.
Среди глав округов есть конкуренция, потому что они занимаются в принципе одним и тем же, и, допустим, если в Маймаксанском округе сейчас чище, чем в Исакогорском, то объяснение этому есть - глава в Исакогорском работает хуже, хотя он и объясняет, что у него плохой подрядчик, что он не может с ним справиться.
- В Соломбале - Александр Хомяк, который работает, наверное, еще хуже...
- К Хомяку (глава администрации Соломбальского округа - прим. ред.) тоже большие претензии. Но он хотя бы начал сейчас быстрее передвигаться.... А вы предложите кого-то другого!
У нас был разговор с депутатами по Исакогорскому округу - их не устраи-вает глава, а я столкнулся с тем, что в мэрию на какие-то должности не так легко найти достойного человека. Притом что зарплата-то немаленькая. У нас однозначно в ближайшее время появится вакансия главы округа, я не знаю еще, в каком, но появится...
- Компьютер выберет...
- ... да, компьютер выберет. Не всегда люди могут приспособиться к работе в мэрии.
- Александр Викторович, вы два года проработали в должности. Существует мнение, что вы перепрыгнули сразу несколько ступеней и слишком быстро заняли место мэра. Может, те проблемы, которые сейчас возникают, имеют объективный характер?
- В принципе любой руководитель любого уровня не идеально подходит под ту должность, которую он занимает. Если говорить обо мне, то не все, может быть, я знаю. Второй вопрос - не все хочу знать. Невозможно все знать. Ключевым фактором является то, чтобы заставить людей, работающих на определенных должностях, работать. Большинство людей знают, как работать, но не всегда эффективно работают. Может, лень, или, может, как в Исакогорском округе Боровиков элементарно жалеет своего подрядчика.
- Вы олицетворяете американскую мечту в русском варианте. Парень с окраины, без связей, богатых родителей, достиг чего хотел. Но при американском раскладе вы бы не стали мэром. Потому что у них есть система, которая отслеживает, чтобы во власть не попали случайные люди.
- Я разговаривал с одним иностранцем, и он мне рассказал, что у них есть такая должность, как сити-менеджер. И он мне рассказывал, что из его города переманили сити-менеджера в другой город зарплатой. Там есть профессиональный институт сити-менеджеров. В России нет профессиональных мэров. А выбор людей, которые голосуют, он абсолютно субъективен.
- А как считаете, что все-таки заставило людей проголосовать за вас?
- Протестное голосование плюс пиар-технологии. Есть, конечно, и субъективные факторы: народ, когда выбирает политика, он его внутренне либо принимает, либо отторгает. Никто ведь не заполняет анкету, типа, разбирается он в этом - галочка, разбирается в этом - галочка. И по количеству галочек выбирает. Нет. Пока в системе выборов есть этот минус - выбор происходит по субъективным факторам. Так и в системе назначений есть свои минусы - там тоже все по субъективным факторам. Знаем же, что и должности продаются в исполнительной власти.
- Что можете сказать о ваших взаимо-отношениях с губернатором? Вроде конфликт начал утихать, и, похоже, примирение идет с вашей стороны...
- Губернатор в силу должности является более высокопоставленным лицом. Мы во многих вопросах зависимы от губернатора. И я принял решение - что буду стараться не создавать конфликтных ситуаций ни с кем. Я принял это решение в этом году. Потому что считаю, что на сегодняшний момент этот конфликт не выгоден населению, а населению потом будет глубоко наплевать, кто создал конфликт, кто в нем участвует. Все чудаки. Другой вопрос, что меня мои коллеги спрашивают, мол, ну как же ты так? Все бился, а тут расслабился, вроде как предательство. Чего, мол, ждешь - что от тебя прокуратура отстанет, губернатор полюбит, оппоненты полюбят? Я отвечаю - ничего не жду, просто не хочу тратить время, энергию, деньги. От этого нет пользы. Вот сейчас по дорогам у нас проблемы, я написал губернатору письмо с просьбой принять меня, создать рабочую группу по поводу дорог. Потому что, если мы не договоримся, дороги не будут делаться. Я спросил губернатора, что я должен делать, чтобы мэрия получала деньги на эти цели? Он отвечает - пять человек включаешь моих в комиссию, начальник городской комиссии будет мой человек, подписываешь соглашение. Я с этим внутренне не согласен, но наступаю на горло собственной песне. Спрашиваю, что еще сделать, шеф? Любые услуги. Это не проблема.
- Что касается ремонта дорог. 430 миллионов уже, кажется, освоено. Вы удовлетворены тем качеством, которое сейчас есть?
- Не удовлетворен, во-первых, качеством ремонта, во-вторых, самими дорогами. Мы ремонтируем не все дороги - только маленькую часть. Есть претензии. По тому же Ленинградскому понятно, что мы, власть, мучали людей все лето, они не могли там проехать. При этом видели, что во многие моменты техника просто стояла, она не работала. Подрядчик почему-то лоханулся, не смог технику завести...
- Но ведь по Троицкому уже было ясно, что подрядчик в лице фирмы "Ремикс" недобросовестный...
- Точно такая была ситуация по коллекторам. Вроде заявлено 42 миллиона стоимость, а приходит человек и говорит - 35, на семь миллионов дешевле. Если мы отдадим подрядчику 42, тут же возникнет прокуратура - вроде как финансовое нарушение... По Ленинградскому проспекту мы хотим, чтобы был новый подрядчик. И тут начинаются разговоры, что мы лоббируем интересы определенного подрядчика, под него составляем программы ремонта. И специально включаем такое условие: непременно иметь шатлбаги. А их у нас ни у кого не было. Они очень дорогие. Сейчас пришла пермская подрядная организация, а местный подрядчик Нечаев, у нас к нему нет претензий, он делал дорогу на Сульфат, купил шатлбаги. Смог же...
- Почему пермяков пригласили?
- Я поставил задачу, чтобы были написаны письма всем крупным российским компаниям, которые занимаются дорогами, чтобы они были приглашены на конкурс. У нас есть человек, который в принципе хорошо разбирается в дорожном строительстве - Верещагин (начальник "Автодора" - прим. ред.). Есть профессиональные дорожники, но они не хотят обновлять свой парк. Они знают, что все равно получат этот подряд. А когда появилась угроза захода иногородних компаний, то наши зашевелились. Не факт, что выиграют пермяки. Пермяки заявились как подрядчики, и есть компания с Перми, которая выступает заказчиком. Потому что в Архангельске ситуация такая, что ни одна из местных компаний не заявилась заказчиком. Заявились только вологодская и пермская. До конца с подрядчиком мы пока не определились. Завершена процедура вскрытия конвертов. И мы имеем полную информацию о тех, кто готов предлагать свои услуги. У нас в комиссии теперь сидят представители "Автодора", на комиссию теперь влияет администрация области и мэрия города Архангельска. Не понятно, конечно, кто будет отвечать за принятое по подрядчику решение в конечном итоге. В прошлом году заседал дорожный Совет, но потом все равно не понятно было, кто в ответе за решение. И мы ведем разговоры, чтобы за дороги отвечала администрация области. И сейчас уже мы идем к этому соглашению, что те дороги, что сейчас будут отремонтированы, будут переведены на баланс администрации. Тогда вопросов нет, мэрия отвечает за это, администрация - за это. Те же вопросы по земле. На сессии облсобрания сейчас говорят о том, что мэрия плохо занимается земельными участками, а сейчас администрация области займется ими хорошо. А на каком основании делается это заключение? Забирайте полномочия, но заберите полностью.
- Говорят, что вся земля уже продана в центре города...
- Не вся. Есть еще. По поводу земли такая ситуация, что никто, я думаю, кто принимал эти решения, не осознает до конца, что он получает в свое управление. Депутаты никогда не вникают в законопроекты, которые принимают. За каждым из законопроектов стоит депутат, который его разработал и в нем разобрался - в лучшем случае. Все остальные послушали и восприняли на слух. А на слух это также эмоционально. Если бы губернатор сейчас сказал, я буду отвечать по земельным участкам, и если что - я приду на сессию и сделаю себе харакири. Или мэр отвечать - приду и повешусь на столбе.
- С транспортом в городе один сплошной эксперимент. Никто не отвечает за поведение водителей, кондукторов...
- Я когда начинал, планировал, что в городе будет три крупных перевозчика, пригласил их для беседы. Предложил им укрупняться. А дальше происходит то, что начинают выходить нелегалы, которые говорят, что у них хорошие отношения с Перевертайло (начальник управления транспорта и связи мэрии - прим. ред.). Вот что люди поняли под словом укрупняться. Перевозчики посчитали, что все у них схвачено, в мэрии у них работает свой человек... Второй вопрос - вопрос троллейбуса. Мы не можем управлять предприятием-банкротом, мы не можем управлять частными предпринимателями, которые купили наш парк. Ребята с троллейбусного парка меня уже достали. Они не приходят на совещания. На сегодня с троллейбусным парком ничего не понятно. На частников не повлиять. Жаль, что я не владею гипнозом, я бы им чего-нибудь внушил... Штрафы мы можем брать только в рамках закона. Иначе это будет рэкет. Перевертайло поставлены ряд задач, которые если он не выполнит, то будет уволен. Дело все в том, что к одним перевозчикам он относится хорошо, к другим плохо...
- Откуда взялась его кандидатура?
- Кандидатуру Перевертайло предложили депутаты горсовета. При этом ему сразу было сказано, что он должен руководить этим направлением, а не работать в чьих-то интересах. У меня к нему много претензий.
- Больной для Архангельска по-прежнему остается проблема бродячих собак. Нужно строить приют. В городе есть удивительные люди, которые этим занимаются. Мы не раз рассказывали о них. Они просят хотя бы 10 тысяч рублей в месяц...
- Очень непросто выделить бюджетные средства небюджетным организациям.
- Но это проблема города. Ее надо решить. Или предложите другие пути.
- Нужно перевести это в формат программы. Нужно, чтобы кто-то из депутатов вынес этот вопрос на сессию. Если такая программа будет утверждена, я выполню ее.
- Помимо проблемы автомобильных дорог, в городе существует и проблема пешеходных дорог. Деревянные мостки во многих местах разрушены. Приходится идти по проезжей части. Может повториться ситуация с Уймой...
- На тротуары либо на мостовые выделяются очень маленькие суммы из бюджета. Нет целевой программы. Это наша недоработка. И мы обязаны этим летом принять такую программу. Я был в Исакогорке, меня там не устроило качество работ. Они положили на гнилые доски еще один слой. Мы обязаны до конца июня, помимо прог-раммы тротуаров, принять еще девять программ. Первое время, когда я еще только пришел на работу в мэрию, мы думали, на что лучше всего потратить деньги, в том числе вырученные от приватизации. Решили, что, прежде всего, сделаем освещение. Освещение - это приоритет. Чтобы человек просто имел возможность не поломать ноги на этих вывернутых деревянных мостках. В 2008 году "Горсвет" обязан выйти на нормативное освещение города. Чтобы работать равномерно и на окраинах, и в центре. На этот год запланировано осветить поселок "Динамо", третью деревню в Кемском поселке. На 2008 год запланированы Пирсы.
- Что с Чумбаровкой?
- Там "задница" со вторым участком. Первый участок Чумбаровки мы сделали без копейки бюджетных денег. А второй участок, где были запланированы бюджетные деньги, не смогли сделать. Эти деньги были переведены с Чумбаровки на первую городскую больницу и еще на ряд объектов, по которым был дефицит. Они не были потрачены. Подрядчик не получил деньги. "Теплосети" сначала нас подвели по срокам перекладки трубы, а потом Малиновский (ремонтно-строительная фирма "Ремикс"), он также делал первый участок, не приступил к ремонту, оставалось мало времени, и он побоялся начинать. Основная там проблема в теплосетях. В этом году мы обязаны сделать еще одну треть дороги. И в следующем году мы обязаны провести Чумбаровку до Центрального рынка. Чумбаровка также ремонтируется за счет средств Центрального рынка.
- Есть масса версий, кто дал вам идею баллотироваться на пост президента России. Но вы должны были просчитывать последствия. Оправдались ли ваши расчеты?
- Честно говоря, я не думал, что будет такая агрессивная реакция. Кто-то почувствовал, что меня пинают, и тоже давай пинать, кто-то давай насиловать. Знаете, как это бывает в драке? Присоединились за компанию. Стадное чувство. Изначально проблемы, которые у меня возникли, - они из-за того, что люди, которые работают в системе, посчитали, что это несистемный шаг, и он должен быть наказан. Есть люди, которые считают, что они обязаны надо мной издеваться. Как сейчас в прокуратуре - вызывают на пять часов или на полный рабочий день, сижу с утра до вечера. Зачем я там пять часов? Я там ничего не делаю, сожрали пять часов моего рабочего времени. Сижу в кабинете, выхожу в коридор. Мне следователь сказал, что его заставляет руководство скорее передать дело в суд. Приговор, сказали, должен быть обвинительный, и под это все и строится.
- Как, думаете, будут развиваться события?
- Говоря оптимистично - хорошо. Говоря реалистично - системе важно доказать, что она меня может наказать. Знаю, что ведутся переговоры с судьями на предмет того, чтобы на три года дать запрет мне на занятие муниципально-государственной деятельностью. Это перекрывает возможность работать мэром и баллотироваться на пост президента. Это местные разборки. Ладно. У меня другой вопрос в голове сидит - неадекватная реакция федеральных властей на те слабые сигналы, что я, Донской, решил баллотироваться в президенты. Кто такой Донской? Какой-то хренов мэр хренова города? Это особенность системы, она настолько сейчас сильна, что любое инакомыслие подавляется.
- Из членов партии "Единая Россия" не так давно были исключены директор департамента общественных связей мэрии Евгений Удалкин и заместитель мэра, руководитель аппарата мэрии Виктор Павленко. Вас это задело?
- Нахождение кого-то в какой-то партии - это все виртуально. Люди воспринимают участие в партии как возможность решения своих личных проблем. Это отстранение несправедливо в том плане, что партия несправедливо поступила по отношению к ним. Я по этому поводу не парюсь, сам не состою ни в какой партии. У меня сейчас возможностей больше - я могу общаться с любыми партиями, с любыми депутатами.
- Но рано или поздно вам придется примкнуть к какой-то партии...
- Сейчас ведутся переговоры...
- Как вам кажется, можно ли быть мэром самому по себе, если за тобой не стоят какие-то серьезные группы влияния?
- Сначала я говорил, что важна только поддержка населения. А сейчас прихожу к выводу, что важно понимать, что существуют на территории города, назовем их, лидеры общественного мнения, люди, которые создают рабочие места. Они влияют на процессы. Без соучастия с ними работать невозможно...
Записала Марина ТРЕТЯЧЕНКО.