Дырка в морали

0 0

 Дырка в моралиКАЖДЫЙ ДЕНЬ КАК ПОСЛЕДНИЙ

Почему чиновники архангельской мэрии так засуетились в последние недели - понятно. Принятый во втором чтении на апрельской сессии областной закон, по сути, передает "земельно-распределительные" полномочия областной администрации. Пока же идет двухмесячный, так называемый переходный, период. Чиновники торопятся. На каждое заседание комиссии выносится по 40-60 вопросов. Отметим, что в данном контексте вопросы по факту и есть те самые участки. Естественно, что при такой нагрузке не очень-то реально рассмотреть вопрос обстоятельно.

Вот и получается, что под застройку отдают участок по улице Таймырской - мало того, что он выходит на проезжую часть улицы, но ведь по этому участку проходит магистральная теплотрасса.

Зачастую создается впечатление, что члены Градостроительной комиссии живут совсем в другом городе. Скажем, нехватка автопарковок в Архангельске уже давно стала притчей во языцех. Особенно в центре города - на площади Ленина машины ставят чуть ли не на газоны. Однако мэрия отдает парковку, расположенную между региональным отделением Центробанка и Домом книги, под строительство "административно-коммерческого здания". Участок этот выделен некоему ЗАО "Пилот". Вам что-то говорит это название? Чем эта фирма зарекомендовала себя на рынке, какая у нее история и есть ли она вообще? Вопрос открытый. Тем не менее, чиновники решили, что фирма достойна получить кусок земли в самом центре Архангельска.

И этот список странностей можно продолжать. Любое решение градостроительной комиссии, а, точнее, передача участка земли без аукциона, по не самым внятным критериям - это удар по городскому бюджету. Дефицит которого, кстати говоря, того и гляди приблизится к максимально разрешенному законодательством пределу.

В РАНГЕ СЕНСАЦИИ

Все могло бы быть совсем иначе, если бы вопросы распределения земли решались прозрачно и внятно. И, к сожалению или к счастью, ничего более прозрачного, чем аукцион, пока не придумано. Вот только с земельными аукционами в Архангельске - просто беда. На этом фоне заявление председателя Архангельского горсовета Дмитрия Юркова звучит сенсационно:

- Сейчас аукционы не проводятся вообще, а в целом, за последние два года от аукционов получено всего 14 миллионов рублей. Думаю, что, в общем, бюджет недополучил около двух миллиардов рублей. Между тем, годовой бюджет Архангельска, с учетом всех областных субвенций и дотаций - четыре миллиарда. Получается, что за два года из казны "ушла" почти половина бюджета. Назвать это иначе, чем растратой муниципального имущества, просто нельзя.

Со своей стороны, мы лишь проиллюстрируем эту цифру гипотетическими квартирами. Так, по словам руководителя АРОИЖК Малхаза Алхазова, себестоимость жилья в Архангельске сегодня не превышает 25 тысяч рублей за квадратный метр.

Умножим эту цифру на 50 (именно столько "квадратов" составляет площадь средней двухкомнатной квартиры) и получим: на "упущенные" два миллиарда жильем можно было бы обеспечить 1600 архангельских семей.

Спикер горсовета говорит о потерянных для бюджета двух миллиардах, но прокуратура констатирует, что прямых нарушений закона в этой схеме нет.

Скажем, еще в январе, отвечая на вопросы журналистов, прокурор области Владимир Бакун заявил, что никаких вопросов в сфере распределения земельных участков у прокуратуры не возникло. Что ж, если надзорные органы не видят нарушений, наверное, так оно и есть. Вот только возможность нагреть руки или набить карман на раздаче муниципальной земли остается. Понятно, что не у всех, а у вполне определенного круга лиц. А может мэр не знает, или делает вид, что не знает, о том, чем занимаются его подчиненные?

Схема ведь уже давно не является секретом. Создается некое ООО или акционерное общество, которое получает земельный участок в аренду. Затем список его учредителей - вполне возможно, подставных лиц - меняется. Но активы, в том числе права на аренду участков, остаются. То есть, уже у новых учредителей. Конечно, все в рамках закона.

- Это не дыра в законодательстве, а дыра в морали, - говорит вице-спикер горсовета Александр Иванов, - не все вопросы регулируются законами, большая часть - моралью. В нашем же случае мораль всех, кто участвует в подобных сделках, очень далека от совести. В цивилизованном мире им бы никто не стал и руку подавать, а у нас их считают удачливыми бизнесменами".

К сожалению имен этих удачливых бизнесменов так никто и не озвучил.

ПРОГРАММНЫЕ ПРИНЦИПЫ

В состав городской градостроительной комиссии сейчас входят только чиновники мэрии. Разработанное же и принятое горсоветом Положение о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки, которым предусматривается участие в работе комиссии депутатов, - какой ни есть, а все же сторонний контроль - мэрией игнорируется.

А, скажем, в соседнем Новодвинске уже довольно давно распределение участков идет через аукционы. При этом на торги выставляется даже не столько кусок земли, сколько пакет документов. В него входят и описание границ участка, и набор согласований, и даже разработанный архитекторами эскиз будущего строения.

Выгодно и городу - власти контролируют градостроительную политику, и предпринимателям - нет необходимости терять почти год на получение согласований в различных контролирующих и надзорных структурах.

И еще один важный момент - распределение участков, да и вообще любых муниципальных активов на конкурсной основе позволяет отягощать их социальными обременениями. Например, предлагать застройщикам выделять в муниципальную собственность определенную долю квартир. Чем, кстати говоря, довольно активно пользуются в столицах. Как уверяют наши эксперты, никто не мешает архангельским властям пойти по этому же направлению. Если все будет сделано грамотно с точки зрения бюджетного и гражданского законодательства, то общее правило обременения земельных участков вполне реально применять. Понятно, что для этого нужна принципиальная позиция, которой сейчас просто нет.

Между тем, несмотря на декларативные обещания Александра Донского, ни одного реального шага в этом направлении не сделано.

Конечно, городская целевая программа по переселению из ветхого и аварийного жилья существует. Вот только реализация ее пока не ощутима. Что неудивительно, в планах программа "стоила" более полутора миллиардов, а по факту - средства на нее отпускаются более чем скромные. Скажем, в 2006 году - 10 миллионов рублей. Для сравнения: на разнообразные увеселения горбюджет потратил 11 миллионов.

- По сути программы нет, есть бумажка с таким названием, - категоричен в оценках Александр Иванов. - Она ничего не означает. Ведь никто даже не удосужился дать определение проблеме - никто толком не знает, что это вообще такое - ветхое жилье. Но ведь есть статистика - ежегодные объемы увеличения площади ветхого жилья в десять раз превышают объемы ввода нового жилья. Так разве в таких условиях надо вести речь о расселении?

Ну, а пока жителям деревяшек остается надеяться только на благосклонность застройщиков, которые, по мнению пресс-службы мэрии, и должны решать их проблемы. Как, например, в ситуации с самой свежей аварией - схода со свай жилого дома по адресу Воскресенская, 69. Что ж, как нам сообщили в пресс-службе ООО "Управляющая компания", по условиям договора, заключенного с мэрией сроком на пять лет, "как только все будет готово к началу строительства, мы обязуемся предоставить жилье проживающим в доме, расположенном на Воскресенской, 69, и свое обязательство намерены выполнить".

Другой вопрос, и это также признают в компании, что "строительство в Архангельске - дело нелегкое и нескорое. Требуется множество согласований, хождений по чиновничьим кабинетам для того, чтобы получить ту или иную подпись. Необходимо получить массу разрешений от администрации и контролирующих организаций. Поэтому от момента подписания договора до начала строительства обычно проходит несколько лет; к сожалению, это устоявшаяся для Архангельска практика, но в обход закона идти просто нельзя".

Андрей МУРАШОВ, фонд "Перспектива"www.arhperspectiva.ru


Похожие новости

Последние новости