Собственно говоря, никто не сомневается, что с ветхим и аварийным жильем в России надо что-то делать: в капремонте нуждается 1,91 млрд. квадратных метров жилья, а переселять из аварийных домов, в срочном порядке, необходимо 196,6 тысяч семей. При этом жилфонд стремительно стареет - за последние пять лет объемы ветхого и аварийного жилья удвоились! Впрочем, родной Архангельск и на общем фоне выделяется - согласно официальной справке мэрии, опубликованной в прошлом номере "Северного Комсомольца", в областном центре расположено 895 домов, которые находятся в ветхом или непригодном для проживания состоянии. Зарегистрировано в них 18 тысяч 836 человек.
Конечно, власти уже неоднократно пытались к этой проблеме подступиться. Правда, до сих пор считалось, что ремонтировать жилье должен собственник. Однако в России сейчас приватизировано более 70 процентов жилья. И если уж государство и муниципалитеты не могут решить вопрос, то частным собственникам эта ноша тем более не по плечу.
Теперь принцип изменился - государство готово финансировать ремонты не только муниципального жилья, но и приватизированного. Однако, как и можно было предположить, элементарной раздачи денег не будет - все намного сложнее.
Формула ремонта
Сам Фонд просуществует до 1 января 2012 года. Контролировать его деятельность будет президент и правительство.
Распределять же деньги по регионам планируется по довольно сложной формуле. Как поясняет один из разработчиков закона, депутат ГД Владимир Смоленский, "лимит для соответствующего субъекта Федерации рассчитывается, как произведение общего объема средств фонда и частного от деления общей площади жилищного фонда такого субъекта (по данным на 1 января 2007 года) на общую площадь жилищного фонда страны".
А чтобы не получилось так, что все деньги ушли в несколько избранных регионов, поставлена вилка - сумма, полученная субъектом федерации, не может быть более 8 миллиардов и менее 500 миллионов рублей. При этом выделяться средства будут на условиях софинансирования - федерацией и регионом. Подчеркнем, что речь идет именно о софинансировании региональных и муниципальных целевых программ по ремонту и расселению - Фонд оплатит от 10 до 80 процентов их стоимости.
Впрочем, и получение средств обставлено довольно жесткими условиями. Всего их дюжина. Скажем, необходимо серьезно увеличить долю частных организаций в сфере ЖКХ до 80 процентов, правда, не сразу, а постепенно, к 2011 году. Должно вырасти и количество- ТСЖ в многоквартирных домах - до 20 процентов. Далее - регионам необходимо принять нормативные акты по оформлению земельных участков под многоквартирные дома, по прекращению перекрестного- субсидирования. Ну и для полноты комплекта - необходимо приватизировать домовые водо- и газопроводы. Выдавать день-ги будут на ремонт только тех домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2007 года. И самое главное - участвовать в софинансировании обязаны и сами собственники- -жильцы. Они должны оплатить пять процентов от стоимости ремонта.
Фактически, этим законом регионы стимулируют к ускорению реформы ЖКХ. Авторы документа это и не скрывают. Как говорит тот же Смоленский, "за 250 миллиардов рублей мы всех проблем ЖКХ не решим. Министерство регионального развития называет необходимую сумму - 12,5 трил-лиона рублей. Это два с половиной бюджета страны. Где найти сразу столько денег? С помощью средств Фонда мы можем только запустить механизм жилищно-коммунальной реформы, подвигнуть муниципальные образования проникнуться этой проблемой. А потом уже все пойдет само по себе".
Выходит, что основная цель закона - увеличить количество многоквартирных домов, в которых работают ТСЖ или управляющие компании? Вполне возможно, ведь в законе довольно четко прописано, что конечным получателем денег в цепочке фонд-регион-муниципалитет будут именно юрлица. То есть, те самые ТСЖ или УК. Недаром в список критериев, по которым будет оцениваться деятельность глав регионов, включен показатель "доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления".
Промучившись почти два года с реализацией нового Жилищного кодекса, власть подключила самые действенные рычаги - финансовые. Проще говоря, не будет ТСЖ в регионе - не будет и денег на капремонт из Фонда.
Пятипроцентный барьер
Еще в стадии обсуждения закон вызвал массу сомнений. И не только традиционный для России вопрос "разворуют или нет?". Здесь, как обещают авторы закона, сделано все, чтобы добиться максимальной прозрачности. Впрочем, "окончательный контроль будут осуществлять заинтересованные в капремонте собственники жилья", утверждает Смоленский.
Нет, сомнения вызвал сам механизм реализации закона. Скажем, небезызвестная Галина Хованская, депутат Госдумы, считает, что это "закон о том, как не дать денег". Смущает ее и требование об обязательном софинансировании ремонта: "В домах, нуждающихся в ремонте, живут бедные граждане, зачастую две трети жителей составляют пенсионеры, и получается - чем хуже дом, тем больше им придется платить", - говорит Галина Хованская. Впрочем, разработчики закона считают, что для малоимущих муниципалитеты предусмотрели субсидии и этого достаточно. То же самое касается и муниципальных образований. Почти 90 процентов из них являются дотационными, то есть такими же малоимущими.
Серьезно беспокоила депутатов ГД и необходимость приватизировать водопроводы и теплосети. Правда, выяснилось, что "речь идет не о приватизации непосредственно водопроводов, а о приватизации компаний ЖКХ и о внедрении рыночных условий хозяйствования". И - очевидный ляп. Напомним, что Жилищный кодекс предусматривает три формы управления многоквартирными домами: ТСЖ, управляющая компания и непосредственное управление. Вот об этом разработчики закона вообще забыли. Получить средства на ремонт смогут только располагающие расчетным счетом объединения собственников. То есть либо ТСЖ, либо УК. Третьего не дано.
К взлету не готов
Сверхзадача этого закона - стимулирование создания ТСЖ - и вызывает опасение в успешности его реализации на территории если не области, то непосредственно Архангельска. Не секрет, что позиция городских властей, неоднократно озвученная мэром Александром Донским, проста: Жилищный кодекс несовершенен, создавать ТСЖ нецелесообразно. Не беремся утверждать, что архангельская мэрия сознательно препятствует реализации нового Жилищного Кодекса в городе, запрещая создание ТСЖ или чиня препоны управляющим компаниям. Хотя создается впечатление, что некоторые УК городским властям более симпатичны.
Впрочем, эта проблема характерна для многих муниципалитетов. Как признает "Российская газета", местные самоуправления, невзирая на правительственное постановление о проведении открытых конкурсов, предпочитают проводить так называемые собрания собственников в форме заочного голосования, на которых проталкивают решение о заключении договора с "нужной" управляющей компанией. Но это еще полбеды. Основная проблема: готов ли город - да, наверное, регион в целом - к поступлению федеральных денег, если все условия будут соблюдены и деньги Фонд выделит?
- Нет, сейчас Архангельск не готов к этому, - считает депутат горсовета Олег Резвый, - Для начала необходимо провести техническую инвентаризацию состояния жилого фонда. Ведь просто так федерация денег не даст - должно быть документальное подтверждение необходимости и стоимости работ. Между тем, всерьез этой работой никто не занимается. Скажем, сейчас в городском бюджете предусмотрены средства на капремонт для управляющих компаний. Но пока никто их не получил - документов нет. На сегодняшний день лишь две управляющие компании начали подготовку соответствующих смет и собраний жильцов, на которых эти сметы необходимо утвердить абсолютным большинством голосов - то есть двумя третями.
А ведь аналогичная ситуация может сложиться и с федеральными средствами - выход я вижу в срочном комплексном обследовании жилого фонда города. По крайней мере, будем представлять, какие работы необходимо выполнить. Если мы этого не сделаем, то денег просто не получим.
Понятно, что провести эти работы необходимо в кратчайшие сроки. По утверждению Резвого, это вполне реально. Та же областная жилищная инспекция с начала года смогла обследовать 800 жилых домов Архангельска. А штат в ней намного скромнее, чем в "Жилкомсервисе".
- Просто не хватает политической воли для подобного решения, - говорит Резвый, - ну, и исполнения этой воли на местах. Думаю, что горсовет будет требовать этого от мэрии.
Непонятно лишь одно. Создание Фонда содействия реформированию ЖКХ - это ведь, по сути, большой федеральный подарок Александру Донскому. Архангельский мэр не раз и не два грозился решить проблему ветхого и аварийного жилья в областном центре. Теперь, несмотря на все сложности, такой шанс у него появился. Вот только восторгов от Александра Викторовича по этому поводу не слышно...
Андрей МУРАШОВ,фонд Перспектива,www.arhperspectiva.ru