Напомним, что ужесточение процедуры досмотра авиапассажиров началось в 2004 году. Только привычным проходом под арочкой металлодетектора уже не ограничивались - пассажирам приходилось снимать ремни и обувь, верхнюю одежду. Более того, в крупных аэропортах появился и второй кордон безопасности - досмотр фактически начинался уже на входе в здание аэровокзала, а затем продолжался на этапе допуска в зону регистрации и посадки.
Естественно, все это привело к появлению очередей и очевидным задержкам для пассажиров. Скажем, чтобы попасть в здание аэровокзала Шереметьево-1, откуда стартует большая часть рейсов в Архангельск, приходилось стоять в очередях на улице порой по 20-30 минут.
У алкоголя должен быть чек и упаковка
Итак, с 27 августа все бутылки и флаконы с соками, косметикой, даже простой водой, перевозимые пассажиром как ручная кладь, должны быть упакованы в прозрачный пластиковый пакет. Жидкости придется разлить по маленьким пузырькам, емкостью не более 100 миллилитров, но в общем объеме все это должно составлять не больше литра. Пакеты с такими бутылочками служащие аэропорта будут скреплять специальной клейкой лентой, которую разрешат снять лишь на борту самолета. Эти пакеты просканируют на досмотре отдельно от остальной ручной клади. Все, что больше литра, придется сдать в багаж. Исключения сделаны лишь для медикаментов и детского питания, их можно не прятать в специальный пакет. Но служба безопасности аэро-порта вправе потребовать открыть детское питание или таблетки, и даже попробовать их на вкус.
Впрочем, это нововведение не единствен-ное, оно просто наиболее сильно бросается в глаза. Теперь разрешается проводить досмотр пассажиров не только до полета, но и после. Оговаривается в правилах и количество персонала, задействованного на пункте досмотра - не менее пяти человек.
Кстати говоря, сама технология досмотра, согласно правилам, разрабатывается администрациями аэропортов и авиакомпаний в зависимости от местных условий. Более того, местные аэропортовские начальники могут вводить и дополнительные запреты. Администрация аэропорта или авиакомпании вправе запрещать брать на борт штопоры, иглы для подкожных инъекций, вязальные спицы и так далее.
Кто заплатит за безопасность?
О разработке Минтрансом новых правил досмотра стало известно еще в апреле этого года. Однако, судя по реакции большинства опрошенных нами местных экспертов в сфере авиации, публикация новых правил была несколько неожиданной. Во всяком случае, на условиях анонимности -эксперты почти единодушно выражали сомнения в реальности их реализации в условиях небольших аэропортов, которых немало и в Архангельской области, и в соседнем НАО. Во всяком случае до тех пор, пока не появятся официальные разъяснения к этим правилам или инструкции по их внедрению от самого Минтранса.
Пожалуй, основная трудность, с которой предстоит столкнуться администрациям аэропортов при внедрении новых правил - финансовая составляющая. Понятно, что Внуково или Шереметьево могут себе позволить приобрести далеко не дешевый досмотровый сканирующий портал SafeScout 100, который позволяет в бесконтактном режиме пропускать до 600 пассажиров в час. А вот аэропорт в Мезени, или в той же деревне Ома, вряд ли даже будет мечтать о подобной технике. Сомневаемся, что крупнейшему аэропорту региона "Талаги" такой сканер будет доступен и необходим.
От администрации самих "Талаг" так и не удалось добиться официального ответа о возможных изменениях в работе аэропорта. Неофициально источник в администрации аэропорта отметил, что сотрудников службы безопасности хватает, а разного рода жидкости можно просвечивать и с помощью ныне действующих сканеров.
Но, скажем, в правилах прописано, что прозрачные пакеты для упаковывания емкостей с жидкостями пассажирам должны предоставлять сотрудники пункта досмотра. Но пакеты ведь тоже стоят денег. Пока не очень понятно, кто за все эти нововведения будет платить - владельцы аэропортов или пассажиры, пусть и опосредованно, через повышение цен на авиабилеты?
Непонятна ситуация даже с большими транспортными узлами, услугами которых ежедневно пользуются тысячи пассажиров. Как только директор аэропортового комплекса "Домодедово" Сергей Рудаков, например, заявил о возможности появления специального сбора "за безопасность" и предложил обсудить эту проблему с руководством других аэропортов, перевозчики тут же отреагировали. "Если аэропорты потребуют от нас внушительных финансовых вливаний, мы, естественно, часть затрат будем вынуждены переложить на пассажиров", - заявил неназванный представитель авиакомпании.
Но подобные игры не пройдут в "малой авиации", для которой социальные интересы превалируют над коммерческими. Аэропорты в небольших удаленных поселках практически всегда находятся в собственности областных, а то и муниципальных властей. Прибыли они не приносят, однако и закрывать их нельзя - иначе людям будет просто не выбраться на большую землю. Но и лишних средств в местных бюджетах тоже нет. "Чтобы оборудовать все малые аэропорты средствами безопасности, средств все равно не хватит. Так что, скорее всего, просто закроют все эти точки, только людям проблемы создадут", - категоричен эксперт, имеющий отношение к федеральным надзорным структурам.
Охрана аэропортов подорожает в несколько раз
"На начало 90-х годов в области и НАО было 48 аэропортов класса В, Г и Е; сейчас 44, - говорит Сергей Кочуров, руководитель территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), - то есть нам удалось сохранить местную сеть". Для сравнения: в целом по России количество аэропортов уменьшилось в три раза. Но проблема выживания малых аэропортов действительно существует. И она очень серьезна. Буквально на днях об этом шла речь на заседании правления ассоциации аэропортов России. Сейчас тенденция передачи местных аэропортов в ведение муниципальных властей становится все нагляднее. Естественно, что все вопросы, касающиеся обеспечения безопасности, находятся в ведении владельца аэропорта. И не только досмотра пассажиров, но и безопасности полетов. Например, свето-сигнальных систем.
Между тем, Минтранс продолжает "подбрасывать дровишек в огонь". Скажем, прежде аэропорты охраняла собственная служба безопасности, сертифицированная. С 2006 года, по распоряжению Минтранса, охрана международных аэропортов возложена на вневедомственную охрану МВД, остальные аэропорты будут охраняться ведомственной охраной самого министерства.
Однако расценки на услуги ведомствен-ной охраны в разы превышают собственные затраты. Так, по данным наших источников, прежде один пост стоил 13 тысяч рублей, а ведомственная охрана Минтранса запросила 110 тысяч! В итоге, в Котласе владелец аэропорта - частная структура - был вынужден поднять расценки на обслуживание самолетов. "Аэрофлот-Норд", для которого полеты в Котлас не особо выгодны, следом был вынужден поднять, пусть и незначительно, стоимость билета. Но до Котласа можно добраться и поездом. Пусть намного дольше, зато дешевле. Как бы не получилось так, что охранять аэропорты будем, но вот летать не будет никто...
"Считаю, что государство должно взять на себя функции охраны и обеспечения безопасности, - отмечает Сергей Кочуров, - ведь это довольно затратный механизм. Кроме того, сейчас требования к сертификации аэропортов, согласно ФАП, не зависят от класса. То есть требования для Мезени и Шереметьева, например, одинаковые и довольно жесткие. Очевидно, что к вопросам сертификации аэропортов надо подходить диф-ференцировано. И внести соответствующие поправки в федеральные авиационные правила".
Подобный подход позволит приблизить к реальности разработанные в Минтрансе правила досмотра. Во всяком случае, как-то трудно себе представить командира АН-2 или Л-410, который требует от садящихся в Оме пассажиров разлить все жидкости- по 100-граммовым бутылочкам. У него голова-то перед взлетом совсем из-за другого болит - как бы перегруза на борту не было. Тут уж не до жидкостей. Хотя, по новым правилам, именно на командира корабля возлагается функция досмотра в тех аэропортах, где нет отделения милиции...
Впрочем, кто и когда будет лоббировать эти поправки - непонятно. В России сейчас масса служб, имеющих отношение к гражданской авиации - от технадзора до аэронавигации - но нет единого органа исполнительной власти, который бы отвечал за всю авиацию в целом. А вот летать многим придется и до 27 августа, и после. Правда, крупнейший в нашей области перевозчик, "Аэрофлот-Норд", устами руководителя службы по связям с общественностью Игоря Гуревича поспешил успокоить пассажиров.
"Думаю, что ни перевозчики, ни аэропорты не заинтересованы в затягивании процедуры досмотра, - отметил он. - Во всяком случае, в каждом аэропорту, куда мы летаем, есть наши представители, которые готовы оперативно решать все вопросы, если они возникнут". Как отмечает Гуревич, пока не было случаев, чтобы из-за затягивания процедуры досмотра люди опаздывали на рейс. "Мы стараемся забрать всех "своих" пассажиров, - говорит он, - но вопросы безопасности всегда были для авиации на первом месте, и я надеюсь, что пассажиры с пониманием отнесутся к нововведениям".
Тем не менее, чтобы не усложнять себе жизнь, собираясь в полет, постарайтесь не брать с собой емкости, объемом более 100 грамм. И, на всякий случай, приезжайте в аэропорт пораньше. Особенно, если лететь вам придется 27 августа.
Андрей МУРАШОВ,фонд Перспектива,www.arhpeerspectiva.ru