Если обобщать, Николая Киселева интересовало, как реализуется областная целевая программа "Развитие начального профессионального образования на 2006-2008 годы". По отчетам - так очень даже неплохо реализуется. Например, в училища и лицеи поставлено столько автомобильной техники, сколько не поставляли уже пятнадцать лет. Но ведь хорошо бы те же тракторы своими руками потрогать и своими глазами посмотреть, как подростки учатся на них работать...
Неподалеку от ПУ №48 красуются ярко-желтые и красные бульдозер, экскаватор, два трактора - колесный и гусеничный. Отечественные, вполне современные. На них будут обучать по специальности "Машинист дорожных и строительных машин". Будут - потому что у училища нет автодрома, на котором можно технику использовать по назначению. Нужно идти в городскую администрацию, просить, чтобы дали участок под строительство. Киселев обещал посодействовать...
Мастер производственного обучения Сергей Бородин проводит по мастерским, показывает, как обучают на новом оборудовании будущих сантехников. Экскурсия в самом деле впечатляет: вот огорожен уголок, в котором стоит обычный унитаз с бачком, над унитазом неспешно колдуют ребята в спецовках. Или душевая кабинка - внутри тоже работает студент с гаечным ключом. К студенту подходит губернатор, интересуется, нравится ли учиться, как ему новое оборудование. Парень, не отрываясь от ключа, солидно отвечает: нормально. На стене - учебная батарея парового отопления. Заметив, что батарея губернатора заинтересовала, подростки организуют краткий ликбез:
- В наших северных условиях лучше ставить стальные и чугунные радиаторы.
- А как алюминиевые? - спрашивает Киселев.
- Алюминиевые больше подходят для офисов.
Впечатленный Николай Иванович оборачивается к директору ПУ-48 Александру Панову:
- Сегодня многие предприятия нуждаются именно в таких специалистах. Сколько необходимо, столько и готовьте. Вы, кстати, на "полную мощность" загружены?
Панов говорит, что резерв мест есть: хотят учиться ребята из районов области, но у ПУ-48 нет общежития. Директор департамента образования и науки Владимир Мигунов объясняет: в перспективе запланировано объединить 48-е и 23-е училища в один крупный учебный комплекс. А у 23-го есть "замороженное" общежитие на 150 мест. В этом году его начали восстанавливать, и скоро оба училища смогут использовать общежитие вместе.
В профессиональном училище №26 директор Ольга Журавлева показывает, на каком оборудовании обучают мастеров сухого строительства - эта профессия новая, для нашей области - пилотный проект. Например, оборудовано место для мастера - учебная гостиная. Теперь педагог не на пальцах объясняет, как сделать навесные потолки, паркетный пол, колонну, искусственный камин. Но когда директор начинает говорить о проблемах училища, видно, что руководству области становится неловко:
- Николай Иванович, у нас очень низкие зарплаты мастеров производственного обучения. Разве это деньги для мужчины - шесть с лишним тысяч? Где искать мастеров с опытом, со стажем?
У нас учится 560 человек, из них 97 - это дети-сироты. И меня очень волнует проблема питания, особенно, сирот, которые живут в общежитии. Еще пять лет назад мы кормили их на 86 рублей в день. Сегодня, спустя столько лет, учитывая инфляцию, мы кормим их на 60 рублей в день. Дети недоедают. Есть кадровая проблема. Штатное расписание не подразумевает дополнительных единиц для работы с таким количеством детей-сирот. А нам нужны ставки ночных воспитателей, охранников в учебный корпус и общежития. И еще необходимы средства на автоматическую пожарную сигнализацию. У нас ее нет.
- Свыше пятисот учащихся... Сигнализация должна быть! - произносит потрясенный Киселев и смотрит на Владимира Мигунова. - В общежитии тоже нет? Давайте делайте, сейчас, бегом...
Светлана ГАВРИЛОВА.