Кажется, что архангельский поселок Силикатный - это одна болевая точка. Тепла нет. Заводская котельная поселок обогреть не в состоянии. Коммунальное хозяйство гиблое. Цены в местных магазинчиках на продукты взвинченные: бизнесменам благодать, понимают, что люди за буханкой хлеба в город не поедут. Но последняя новость, принесшаяся из поселка, просто шокировала: банкротом стал комбинат СИЛБЕТ, занимающийся производством силикатного кирпича и теплоэнергии.
Оказывается, случилось это еще в прошлом году. Пятого сентября 2006 года решением суда на комбинате было введено внешнее управление. Думали, выкарабкаются. Не выкарабкались. В конце этого лета снова был суд. Теперь на комбинате конкурсное производство. И кому-то работать осталось два дня. 28 октября на комбинате состоится собрание, где с работниками, в которых предприятие заинтересовано, заключат срочные трудовые договоры, а в которых не заинтересовано - тех сократят. Учитывая, что 28-ое - это нынешнее воскресенье, кто-то из работников комбината уже сегодня может считать себя безработным.
Остается только удивляться тому, как тихо и незаметно нашему городу удается хоронить крупные предприятия. О том, что на комбинате СИЛБЕТ творится что-то неладное, мы узнали от нашего читателя.
В поселке и впрямь не знают ничего конкретно о том, что происходит сейчас с комбинатом. В воздухе витает таинственное слово "уведомление", и говорят, что касается это всех. Еще два месяца назад руководство комбината уведомило работников о том, что они могут быть уволены. Говорят о тотальном сокращении и о том, что, судя по всему, на комбинате будет новый хозяин.
Пенсионерка Мария Кузьминична ведет нас к своему дому: говорит, у нее сосед всю жизнь на комбинате отработал, он все расскажет. Пока идем, рассказывает, как сама на СИЛБЕТе трудилась, сколько болячек в итоге заимела.
- Брошенные мы, - говорит она. - А ведь все здоровье свое на заводе угробили. Я в механическом цеху отпахала, потом в котельной - туберкулез заработала. И под старость - инсульт.
Соседа дома не оказывается, идем на проходную: рабочие как раз с обеда возвращаются. Но желающих разговаривать нет. Говорят, сами ничего не знают: руководство не пояснило - то ли грозит ликвидация, то ли просто вывеску на комбинате сменят. Одно точно - у предприятия большие долги.
Еще рассказывают, будто прежний внешний управляющий прибыл на СИЛБЕТ с Котласского силикатного завода. Говорят, обанкротить тамошний завод у него очень здорово получилось - так его, по-видимому, сюда позвали, здесь все развалить. Фамилию того управляющего называют Ерошин.
Но пообщаться удалось с нынешним конкурсным управляющим Михаилом Куроптевым. От него мы узнали, что в настоящий момент предприятие готовят к продаже, и уже есть несколько компаний, желающих купить СИЛБЕТ. Что касается сокращения, Куроптев сказал, под увольнение пойдет весь административно-управленческий персонал.
Единственное, чего не сообщил нам конкурсный управляющий, кто является учредителями комбината. Сказал, на память не помнит, надо поднимать бумаги. Оно, в общем, и не удивительно: упомнишь ли в деталях все предприятия, где был управляющим? Еще свежо в памяти предприятие АПАП-1. В начале февраля 2006 года по решению собрания кредиторов АПАП-1 Михаил Куроптев был приглашен на предприятие внешним управляющим. Тогда он обещал будущее архангельскому автобусу. Что с автобусами в Архангельске сейчас - видит каждый.
В распоряжении редакции есть решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2007 года об открытии на ОАО "Комбинат СИЛБЕТ" конкурсного производства. Предпосылками, как стало ясно из судебного решения, послужило то, что в последнее время на комбинате существенно снизился объем продаж, а тариф на отпуск тепловой энергии, установленный предприятию, не покрывал затрат на ее производство. Начиная с 2006 года предприятие несло миллионные убытки, у СИЛБЕТа были задолженности по налоговым платежам, а кредиторская задолженность по состоянию на шестое июля 2007 года составила свыше 55 миллионов рублей.
***
У входа в управленческий корпус комбината местная Доска Почета. Над фотографиями людей, которыми гордится предприятие, надпись: "Эти люди делают наш достаток". И, по-видимому, эти люди уже сделали достаточно: как сказал Михаил Куроптев, сейчас "покупатель приобретет уже не разрушенное предприятие, а действующий бизнес".
Марина ТРЕТЯЧЕНКО.