В следующем году Архангельску предстоит потратить пять миллиардов рублей

0 0

 В следующем году Архангельску предстоит потратить пять миллиардов рублейСтали ли от этого улицы чище, дома теплее, коммунальные сети надежнее?

Публичные слушания проекта городского бюджета 2008 года все-таки состоятся 12 ноября. Проект городского бюджета "выложен" на официальном Интернет-портале города. Он стандартен и просто отражает все проблемы, накопившиеся в финансовой и управленческой сферах города. Или, точнее, отражает уровень понимания этих проблем чиновниками мэрии.

Времена меняются, а бюджет словно клонируется с предыдущего. Да, цифры преображаются - вместо нынешних четырех миллиардов в следующем году размеры городской казны вырастут до пяти миллиардов. Вопрос в другом - ощутят ли этот рост сами горожане?

СОЦИАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ - ПО КОММЕРЧЕСКОЙ ЦЕНЕ

Бюджет муниципального образования - вне зависимости от его размеров - по определению должен быть социальным. Любые бюджетные траты в идеале должны быть эффективны с точки зрения самого сообщества, а не обслуживающего его интересы чиновничества.

Страшно ходить ночью по улицам - значит, надо повысить траты на милицию и городское освещение. Плохие дороги и коммунальные сети - давайте вкладываться в инфраструктуру.

Но даже если так и происходит, то нет некой оценочной шкалы, которая позволяла бы оценить степень эффективности бюджетных трат в той или иной отрасли. Есть только субъективные ощущения. Как правило, негативные. И главная беда в том и заключается, что рядовые горожане не понимают, а зачастую, и не видят, куда и зачем были вложены четыре миллиарда рублей.

А вот примеры низкой эффективности траты бюджетных средств, в общем-то, лежат на поверхности. Та же крайне актуальная для Архангельска тема ветхого и аварийного жилья. Да, дело удалось столкнуть с мертвой точки - средства на расселение людей из непригодных для проживания домов выделяют бюджеты всех уровней, в том числе и федеральный центр. Но жилье будут покупать по коммерческим ценам, по 40 тысяч рублей за квадратный метр! А ведь, в принципе, при определенных условиях, можно строить социальное жилье по цене 20-25 тысяч за квадратный метр.

Недавно строители предложили городским властям приобрести три тысячи квадратных метров жилья по цене 24 -25 тысяч рублей за квадратный метр. Условие одно: деньги сейчас, готовые квартиры - в середине следующего года. Понятно, что у бизнеса свой интерес. Но и городу это тоже выгодно. Вот только ответа мэрии строители до сих пор не получили.

ЗА ЗЕМЛЮ РАЗВЕ НЕ ПЛАТЯТ?

Определенное смущение вызывает и прогнозируемая структура доходов городского бюджета в следующем году. Львиная доля бюджета: налог на доходы физических лиц - те самые 13 процентов подоходного - составляет 58 процентов от общей суммы доходной части казны!

Конечно, люди, писавшие новые правила игры для муниципалов, ориентировались на европейские стандарты. В цивилизованных странах органы местного самоуправления действительно живут на трех видах налогов: с человека, с земли и с имущества. Налоги на прибыль, оборот, разного рода корпоративные обложения муниципалам, как правило, не достаются.

Так что, вполне нормально, что НДФЛ составляет более половины доходов муниципалитета. Ненормально в этой ситуации другое - налог на землю составляет меньше 10 процентов от суммы сборов НДФЛ. Что, за землю просто не платят? Да и налог на имущество физических лиц также скромен до невозможности. Между тем, в европейских странах это вполне сопоставимые величины. И этот перекос в сторону НДФЛ, который, кстати говоря, в России самый скромный в мире, не может не настораживать.

ПО СТАРИНКЕ

Именно стандартные, привычные подходы к самому процессу формирования бюджета и вызывают нарекания. Скажем, в этом году горсовет принял положение о разработке и формировании плана капитального ремонта - в действие оно вступает с января следующего года. То есть в проекте бюджета должно было найти свое отражение. Но не нашло.

Чиновники по привычке сделали план капремонта приложением к бюджету (под многозначительным номером 13) и отдали на откуп службе вице-мэра по городскому хозяйству. Хотя, вообще-то, предполагалось, что средства должны были бы распределить по отраслевым департаментам.

- Я буду голосовать против бюджета, - говорит вице-спикер горсовета Александр Иванов. - В том числе, и потому что в нем не отражено решение горсовета. Удивляет нежелание чиновников исполнять нормативно-правовые акты. Да, бюджет отражает понимание проблем, которые есть в городе. И демонстрирует, что самое понимание - не очень высокое.

Андрей МУРАШОВ.

Основные показатели проекта городского бюджета на 2008 год оцениваются следующим образом:

- доходы в сумме 5 498 785 тыс. рублей;

- расходы в сумме 5 844 454 тыс. рублей;

- дефицит в сумме 345 669 тыс. рублей или 10 процентов от общего годового объема доходов городского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В числе основных параметров, влияющих на доходный потенциал городского бюджета, учтены:

- численность работающих в экономике города - 141 300 человек;

- размер среднемесячной заработной платы - 18 557 рублей в месяц;

- уровень инфляции - 7,8 процентов в год.


Похожие новости

Последние новости