"На основании чего дорога может быть названа федеральной, непонятно"

0 0

 "На основании чего дорога может быть названа федеральной, непонятно"По словам генерального директора ОАО "Дорстроймеханизация" Виктора Сохина, это очень приличные деньги, и это большая удача, потому что за последние годы на ремонт трассы М- 8 выделялось порядка пятисот миллионов рублей. И по нынешнему состоянию дороги понятно, что этого было мало. С другой стороны, предположил Виктор Сохин, маловероятно, что ремонтом будут заниматься архангельские подрядчики. Скорее всего, на конкурс по выбору подрядной организации заявятся иногородние фирмы, например питерские. Деньги-то большие. Девять миллиардов на три года. Это означает, что в год надо осваивать по три миллиарда, тогда как раньше на год выделялось порядка ста миллионов рублей.

И еще один очень важный момент, касающийся федеральных трасс, отмечают архангельские дорожники. В частности, в ассоциации "Дороги Поморья" (о ее создании мы писали в материале "Дороги надо строить качественно и постоянно" от 9 ноября) обеспокоены тем, что из федерального бюджета финансируется пока только ремонт трассы М-8, потому что только она одна в Архангельской области признана федеральной.

Меж тем, по словам генерального директора ассоциации Петра Орлова, в перечень федеральных трасс могли попасть еще несколько дорог области, но не попали. Вся загвоздка во вновь принятом законе о дорогах.

- 14 ноября этого года вступил в силу Федеральный закон № 257 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ",- поясняет Петр Петрович. - Ничего принципиально нового в нем нет, он практически повторяет правила, действующие еще со времен СССР, кроме раздела о платных дорогах (дороги, которые должны строиться за счет средств частного инвестора и за проезд по которым должна взиматься плата. - Прим. ред.). Редакция закона не так категорична, как прежде. Например, в пункте 5 статьи 5 четко сказано, что федеральными являются дороги, связывающие столицу с административными центрами (столицами) субъектов РФ. В нашей области это автодорога Москва-Архангельск, протяженностью 530 километров, про состояние которой и говорить не хочется. Кстати, это всего лишь шесть процентов от всех дорог Архангельской области. А в пункте 6 уже начинаются интересные вещи: закон диктует, что автодорогами федерального значения могут быть дороги, соединяющие административные центры субъектов РФ, подъезды к международным морским портам, аэропортам, специальным объектам федерального значения.

По словам Орлова, в рамках этого закона к федеральным дорогам могут быть отнесены дороги Б. Наволок-Плесецк-Каргополь-Пудож (на г. Петрозаводск), Каргополь-Вытегра (на г. Санкт-Петербург), Далматово-Няндома-Каргополь-Плесецк (подъезд к космодрому), дорога Архангельск-Северодвинск (федеральный центр атомного судостроения), автодорога на Экономию (международный морской порт), а также автодорога на аэропорт "Талаги", включая мост через остров Краснофлотский и объездную дорогу.

Проще говоря, из восьми с половиной тысяч километров дорог, которые сегодня содержатся, ремонтируются и строятся за счет областного бюджета, добрая половина должна финансироваться из федеральной казны. Мешает одно слово, содержащееся в новой редакции закона, - "может". Дороги могут быть признаны федеральными, а соответственно и обслуживаться из средств федерального бюджета, а могут и не быть признаны. И претензии предъявлять бесполезно, потому что критериев, по которым дорога может быть занесена в перечень федеральных трасс, новый закон не прописывает.

- "Может" - в этом вся суть, - говорит Петр Петрович. - Раньше в Советском Союзе был критерий: если дорога связывает пункты с населением свыше 100 тысяч человек, она считается республиканской (тогда использовали этот термин). Сейчас такого критерия нет. На основании чего дорога может быть названа федеральной, непонятно. По сути, критериев много: интенсивность использования, состояние дорожного покрытия, численность населения областных центров, но в законе ни одного не прописано. И похоже, что сейчас действует только один критерий - благосклонность чиновников. Маленький пример: дорога Архангельск-Северодвинск. До недавнего времени она была общегосударственной дорогой. По необъяснимым причинам Федеральная дорожная служба исключила ее из перечня государственных дорог, хотя она ведет к центру атомного судостроения. Сейчас губернатор попросил Левитина принять обратно эту дорогу, но примут или не примут - это вопрос. Критериев-то нет.

Конечно, то, что на трассу Москва - Архангельск сейчас выделяются такие большие деньги, безусловно, хорошо, и эту дорогу в порядок приведут. Но что будет с остальными? Этим вопросом сейчас задаются дорожники из ассоциации "Дороги Поморья".

Цена вопроса, по мнению Петра Орлова, для области очень значима. На содержание и ремонт существующих дорог области - без строительства, замены деревянных мостов, укладки нового асфальтобетонного покрытия - требуется 15 миллиардов рублей в год. Из них только на содержание и зимнюю очистку трасс от снега - около четырех миллиардов рублей. Так, в этом году нужно было отремонтировать как минимум 800 километров дорог, а денег хватило только на 80. А в бюджете 2008 года на все работы - вместе со строительством - заложено лишь два миллиарда рублей.

Глядя на все эти цифры, становится понятно, как было бы хорошо, если бы федеральный бюджет взял на себя часть затрат, тем самым областной бы подразгрузился, и, может, наконец муниципальным трассам стали уделять больше внимания. А то смотреть на некоторые уже страшно. Но в законе есть слово "может", и, как говорят дорожники, уж больно оно дорогое в масштабах страны.

Марина ТРЕТЯЧЕНКО.


Похожие новости

Последние новости