Мольер, бесспорно, гений. Но это единственное, с чем я могу согласиться, прочитав статью Светланы Лойченко "Мольер - красивый сам собою...".
Давайте отделим мух от котлет. Если вы, журналисты-профессионалы, рассуждаете о спектакле, то и пишите об осуществившемся творческом проекте, а не обсуждайте личности, которые в этом проекте принимали участие.
К сожалению, я не посмотрела ещё спектакль "Мещанин во дворянстве", но я поняла, что в очередной раз обсуждаются фигура Сергея Борисовича Чуркина и его замечательных коллег. Обидно за людей, о чьём профессионализме судят только по нежному возрасту, внешнему обаянию и неким природным дарам.
Сколько можно представлять нам, читателям, Сергея Чуркина театральным красавчиком, который выглядит "на все тридцать три", звёздным мальчиком, покоряющим женские сердца (понятно, что и сердца редакционной коллегии, бывшей на премьере!). Он взрослый, умный, состоявшийся артист, а за женщин, и за журналисток, просто неудобно. А с каким недоумением я читала строки о том, что "на сцене он у себя дома". Но как же ещё себя должен чувствовать артист на сцене - это его работа! Если вы постоянно твердите о том, что он - любимец публики, так не унижайте его грубой лестью.
Или чувство меры, которое, по мнению восторженных журналисток, не изменяет Сергею?! Начнём с того, что оно в пьесе постоянно изменяет самому Журдену, а уж у Сергея Борисовича порой и вовсе отсутствует. Во многих ролях видела я этого актёра, и везде его выдаёт излишняя эмоциональность, эпатаж, стихийность. И тут режиссёр прав, выбрав артиста на роль Журдена. Вот Владимир Кулаков, мимо которого тоже не прошла С. Лойченко, действительно обладает чувством такта и меры, благодаря чему каждая его реплика и каждый жест отточены и изящны и кажется, будто любая роль ему по зубам. Может, поэтому в "столичную" превращается сцена, когда на ней два профессионала, дополняющих друг друга.
А вот перед актрисой Людмилой Советовой, чей возраст вдруг стал смущать автора рецензии (зато возраст Чуркина почему-то умиляет!), мне кажется, стоит извиниться. Потом вроде автор пытается оправдаться, описав её декольте и выправку, а не мастерство и талант. Совсем не важно, кому сколько лет - главное, чтоб работа актёрская была качественная и заставляла забывать и о возрасте, и о других таких же мелочах, когда во всей этой суете повседневности вдруг возникает чувство театрального восторга, радость соприкосновения с прекрасным.
Давайте говорить о произведении драматического искусства, а не советовать режиссёру, пусть даже извиняясь за это, как обставить мизансцену или подобрать актёров. Профессионалы, люди искусства, сами решат, что и как им делать. И хоть каждый из нас имеет право на своё видение, но в литературе есть такое понятие, как интерпретация - своё представление образца. Поэтому пусть мастера разбираются в тонкостях своего дела, а мы, даже самые грамотные зрители, можем принимать или не принимать видение режиссёра и актёров, но судить их - не в нашей компетентности.
И ещё. Любому настоящему актёру, если он действительно таковым себя считает, важно, чтоб критически подходили к его профессиональным качествам, а не обсуждали возраст, семейное положение и природное очарование. Только это артисту интересно, только тогда он растёт, работает над собой, совершенствуется, а не стоит на месте, томно любуясь собой.
Марина РАКИТИНА