- Александр Владимирович, вы уже около тринадцати лет живете в Швеции. Почему остались там?
- Прежде всего из-за семьи, которая уже привыкла жить там. Дети ходят в шведскую школу, воспитываются в другом обществе, где иной менталитет. Им было бы очень тяжело адаптироваться в России.
- Как профессионал Вы открыли для себя что-то новое?
- Безусловно. Сейчас я начинаю анализировать прошедшие годы. В итоге прихожу к тому, что шведы всегда шли немного впереди нас. У них всегда в арсенале новые тактические заготовки и подходы к развитию индивидуального мастерства игроков. Хотя русский хоккей воспитывает очень много талантливых игроков, но с ними недорабатывают. Они не "превращаются" из алмаза в бриллиант. Я очень много вижу русских команд в Швеции на Кубке мира. И у меня складывается впечатление, что ребята хорошо владеют коньками и клюшкой, но им не хватает какой-то мощи, которая необходима, чтобы играть в ведущем клубе и защищать цвета национальной сборной. Тем не менее, если с ними поработать, то в отечественном хоккее появятся великолепные мастера.
- Каким видится из Швеции российский чемпионат?
- Если взять среднюю шведскую и среднюю русскую команду, то шведы на поле будут доминировать. Хотя русские занимаются этим видом спорта профессионально.
- Как вы думаете с чем это связано?
- Прорыв в отечественном хоккее с мячом случится только тогда, когда появятся тренеры с новым мышлением. В России есть несколько очень сильных клубов, а в целом уровень чемпионата очень низкий. Это видно, когда российские команды приезжают в Швецию. Они на протяжении двадцати лет играют в один и тот же хоккей. У нас есть только одна команда, которая может показать разноплановый хоккей.
- Новая формула чемпионата сможет его поднять?
- Да. Уровень чемпионата должен вырасти. Кроме этого, мы играем для болельщиков. Новая формула позволит болельщикам увидеть шесть лучших команд Запада и Востока. Даже руководство шведской федерации бенди стало убеждаться в том, что пора переходить к круговой формуле проведения чемпионата.
- Как решили заняться тренерской работой?
- Хоккей с мячом - это моя жизнь! Я всегда стремился к этому. Учеба в архангельском педуниверситете мне очень помогает. Хотя приходится очень много читать и отслеживать все в нашем виде спорта. Иначе ты остановишься в развитии как тренер.
- Вы долгое время играли, а затем тренировали шведский клуб "Скутшер". Как вы оцениваете свою работу там в качестве тренера?
- Оценивать должен не я, а другие люди. Если человек добивается какого-то результата, то он идет дальше. Результатом моей работы стало то, что я сейчас главный тренер "Бруберга".
- После окончания контракта со "Скутшером" вам поступали предложения от российских клубов?
- Да, они были, хотя не настолько конкретные и интересные, чтобы я приехал и взялся тренировать клуб, от которого поступило предложение. Мне интересно работать, когда перед командой ставятся высокие задачи в плане ее роста и организации.
- Первым испытанием и успехом для вас на посту тренера "Бруберга" является выход команды в финал Кубка мира в прошлом году. В чем секрет успеха?
- Все команды Швеции с точки зрения тактики и физических возможностей одинаковы. Мы внесли изменения в тренировочный процесс. Именно благодаря этому нам удалось провести весь сезон на высоком уровне.
- Осенью прошлого года на Кубке мира вам удалось увидеть нынешний "Водник". Какое впечатление он произвел на вас?
- Я не ожидал, что команда так хорошо выступит. У тех ребят не было ни малейшего опыта выступления на международных турнирах. В то же время я видел все недостатки команды. У меня было желание подойти к ним и подсказать. Я считаю, что участие "Водника" на Кубке мира и Кубке европейских чемпионов позволило ему достойно выступить в чемпионате страны. Очень жаль, что команда в этом году не поедет на Кубок мира. Было бы интересно посмотреть на них и сравнить, как они выросли за год.
- Не собираетесь переезжать в Архангельск?
- Возможно, меня пригласят сюда тренировать. Я с удовольствием рассмотрю это предложение, а пока у меня контракт с "Брубергом".
- В сердцах тысяч архангельских болельщиков вы остались под прозвищем "Зина". Как вы к этому относитесь?
- Мне очень приятно, что обо мне помнят. Правда, сейчас, в Швеции, меня зовут немного по-другому - "Зинкан".
Беседовал Александр ПЕТРОВСКИЙ.