- Виталий Всеволодович, вы депутат горсовета от 9-го округа Архангельска, который включает в себя такие проблемные территории, как Соломбала, Хабарка, Бревенник, Маймакса, Гидролизный, т.е. городские окраины, которые при всем желании нельзя назвать благополучными. Сейчас у всех на слуху тема подготовки к зиме. По официальным заверениям городских властей, к новому отопительному сезону город практически готов. Хотелось бы узнать депутатское мнение - это правда?
- Когда мы слышим бодрые рапорты мэрии о процентах подготовки к зиме, мы, депутатский корпус, недоумеваем. Нам никто не сказал, сколько куда завезено тонн топлива, каков окончательный срок завоза, когда реально запустятся проблемные котельные на окраинах, когда будут произведены окончательные расчеты с компаниями, обслуживающими эти котельные. Реальность такова: сегодня в городе нет горячей воды, люди слезно умоляют об этом, а мэрия отделывается обещаниями: сегодня, завтра, послезавтра...
На окраинах вообще очень тяжелая ситуация с жилищно-коммунальным хозяйством. В этом году на острове Бревенник уже сошел дом, и еще несколько десятков домов готовятся сойти со свай. Укреплять их никто и не думает. Нет бани на 14-ом лесозаводе, а в остальных банях цены такие, что пенсионеры говорят: стоп, нам уже не хватает пенсии, чтобы помыться...
В течение последних полутора лет ситуация только ухудшилась. В прошлом году в Маймаксанском округе закрыли последние очаги культуры, она вообще сошла на нет в том числе на Бревеннике. А проблема с детским центром на Гидролизном? Чиновники всех уровней отделываются лишь отписками.
Я уже не говорю о том, что чрезвычайно проблемным видится будущее городского транспорта, неуклонно возрастает стоимость проезда.
- Ну а вы, как депутат, не пробовали бить в колокола по этому поводу, призывать чиновников к ответу?
- Что такое призывать чиновников к ответу? Мы должны говорить: уважаемые руководители департаментов и управлений мэрии, выполняйте добросовестно свои обязанности! В колокола-то мы как раз бьем, и через телефонные звонки, и через депутатские запросы, наконец, постоянно эти проблемы освещаем в СМИ. К сожалению, на все наши взывания к чиновничьей совести мы получаем элементарные отписки. Это хорошо видно на примере детского центра в Маймаксе. Детям абсолютно некуда деться, заниматься спортом они ездят в город. Есть ряд помещений и надо лишь принять волевое решение - передать их детско-юношескому спортивному центру на Гидролизном. Но в мэрии все затормозилось на уровне подписи чиновника! У нас накопилась целая папка бесполезных ответов-отписок на наши запросы, где фигурируют суммы от 5 до 200 миллионов, которые якобы требуются на восстановление центра. Но мы просим только одного: оставьте, пожалуйста, имеющиеся помещения за этим спортивным центром. Пусть ребята занимаются спортом!
А проблема питьевой воды на Бревеннике? И в прошлом году мы об этом буквально кричали, и в этом; жители нам просто не дают прохода. Мы обращались в "Водоканал", в мэрию, но нормального водоснабжения как не было, так и нет.
Между той частью острова, где находится поселок Конвейер, и 24-м заводом существует мост, находящийся в аварийном состоянии. Водители автобуса, которые следуют с Конвейера по острову, отказываются переезжать через него. Людей в лучшем случае высаживают, автобус едет по этому качающемуся разрушенному мосту, и пассажиры заходят снова. Руководство колонии сейчас этим мостом не занимается, это дело мэрии, но в ответ на наши просьбы - вновь тишина.a
В округ с инспекционными поездками наведывается мэр, туда выезжают чиновники, а проблем все больше и больше. Подписываются протоколы совещаний при главе города, в которых девять десятых пунктов хронически не выполняются.
- Администрация области считает, что город наш к зиме не готов, в мэрии - противоположная точка зрения. Можно это проиллюстрировать на примере хотя бы одного острова - Хабарка?
- Безусловно, мы эту тему хорошо знаем, направляли депутатские запросы, в том числе и в прокуратуру, но по-прежнему видим, что мэрия не представляет себе реального положения дел на Хабарке. Старая котельная в результате ее передачи от одного хозяйствующего субъекта другому осталась без надзора и активно растаскивается. По мнению специалистов, для того, чтобы запустить эту полуразрушенную котельную, требуется несколько месяцев и большие средства; они хором утверждают, что к отопительному сезону, который начинается в середине сентября, ее никак не восстановить. Что же касается обещания мэрии установить новую модульную котельную - на том месте, где она должна бы уже стоять, девственная чистота. Площадку под нее даже никто и не думал готовить!
Это свидетельствует о том, что в мэрии полностью отсутствует вертикаль ответственности. Складывается такое впечатление, что руководству города глубоко наплевать на нужды горожан, на проблемы того же острова Хабарка. Не исключено, что при таком подходе нас ожидает вариант Корякии.
- Может быть, городские власти хотят поправить дела в ЖКХ Архангельска за счет дополнительных средств - тех же денег, вырученных от приватизации?
- Что касается "списка Пачина" или как бы мы его ни называли, дело заключается в следующем. Сегодня у города дефицит бюджета в 160 миллионов. Долги и мэрии, и муниципальных предприятий перед кредиторами постоянно возрастают. Сколько будет привлечено средств в городской бюджет от приватизации? Предположим, 200-300 миллионов рублей. И они должны у нас уйти на покрытие дефицита бюджета Архангельска. За один раз мы можем получить некие деньги, которыми можно будет заткнуть несколько дыр, но концептуально они ничего не решат, и те обязательства, которые существуют у муниципальных предприятий и учреждений перед кредиторами, останутся.
Проблема приватизации, на мой взгляд, надумана, носит заказной характер, чтобы на последнем этапе массовой приватизации успеть выгодно поделить муниципальную собственность, которая сегодня, несмотря на все нарекания, стабильно приносит деньги в виде арендной платы в городской бюджет. И может еще приносить эти деньги как минимум несколько лет. При этом у муниципалитета всегда есть рычаги воздействия на те предприятия, которые арендуют городскую собственность.
Мне почему-то кажется, что эта продажа не будет гласной, открытой и объективной. Мы не исключаем, что собственность будет просто распределена между своими. Простой пример: за год сменилось три руководителя "Водоканала". И если известно, что на начало года у этого муниципального предприятия было 10 миллионов долга, сейчас стало 35! За год долг увеличился на 25 миллионов рублей! Неэффективное управление в чистом виде!
Или городские бани. Депутаты бились изо всех сил, чтобы оставить их в муниципальной собственности, нашли средства, чтобы вывести из-под процедуры внешнего управления. Вывели. За год сменилось два руководителя, обнаружилось море вопросов к их административно-хозяйственной деятельности. И сейчас снова стоит вопрос о продаже Вологодской бани. Факты неумелого хозяйствования и распоряжения собственностью - от АПАП-1 и МУРЭПов до "Водоканала" и Горбань - налицо.
Так почему мы должны думать, что с приватизацией у мэрии получится по-другому? Но раз появляются неэффективные руководители, значит, плохо работает тот человек, который их нанял на работу. И сам не знает, как этими процессами управлять. Более того, уже полгода у мэра даже нет заместителя по социальным вопросам!
- Как вы считаете, смогут ли депутаты горсовета и мэрская команда в новом политическом сезоне, который стартует 31-го августа, найти общий язык, работать конструктивно?
- Я думаю, что никакого примирения и не было. По-прежнему, даже летом, мэрия через ряд СМИ выливала негатив в адрес депутатов. Мэрия проводит политику на понижение рейтинга депутатов, пытается вызывать у избирателей негатив к деятельности депутатского корпуса. Конфликт создается намеренно, депутатов пытаются выставить "врагами Отечества", и, используя этот фактор "внешней угрозы", чиновники мэрии тем самым пытаются прикрыть свою некомпетентность в управлении городом.
Беседовал Сергей ВОЛКОВ.