Эффект револьвера

0 0

 Эффект револьвераФРОНТ ФОНДА

- Учредителями вашего фонда, помимо "Архэнерго", являются обладминистрация и мэрии Архангельска и Северодвинска. Однако в первые пять лет существования компании о ней мало кто знал.

- Сразу замечу, что мы - организация некоммерческая, долей этих структур у нас нет. Учредительство предполагало поддержку на первых порах, и не более. Когда я в 2001 году дал согласие возглавить Фонд, печать предприятия мне передали на улице. На компании к тому моменту висел двухмиллионный долг. Полтора года после этого мы, по сути, били вхолостую. Настоящая работа началась, когда расчистили завалы.

- Что подразумевают изменения, внесенные с вашей подачи в областной закон об энергосбережениях?

- Если коротко, речь идет об экономии бюджетных средств при привлечении внебюджетного финансирования. Чтобы не было такого, как сейчас, - подготовка к отопительному сезону сводится к тому, что муниципалитеты просят у области: "Ребята, нужны деньги".

- Работать с администрацией области у вас получается?

- Отношения у нас нормальные, рабочие.

- Ваш фонд участвовал в "приводе" в Архангельск кредита Европейского банка реконструкции и развития для "Водоканала". Однако о других проектах в областной столице ничего не слышно.

- Инвесторы идут туда, где их деньги могут быть без проблем освоены. Архангельск мог бы получить "длинные" дешевые, внебюджетные деньги, сопоставимые с "Водоканалом". Но, к сожалению, у нас пока не получается работать с мэрией. То ли люди не хотят ждать, то ли у них просто нет подобного опыта, то ли они слишком заняты рациональным освоением бюджетных средств.

- Разве при мэре Нилове было иначе?

- При Нилове было почти то же самое. Тогда, помимо привлечения денег для "Водоканала", мы разработали проект модернизации городского освещения Архангельска. Финансирование было выделено еще в 2002 году, но дальше дело не пошло. В итоге в Новодвинске, где нам дали работать, освещены 95 процентов улиц, а в Архангельске - 54 процента. Правда, недавно мы к этой теме вернулись...

- Вы говорите об этом без особого энтузиазма.

- Первоначально у мэрии был интерес. Мы встретились с Назаровым и Пачиным. А дальше - ступор. Возможно, директору "Горсвета" Драчеву не захотелось работать с привлеченными деньгами. Конечно, проще отчитаться за сто лампочек. К тому же у нас основное условие - открытые конкурсы.

- А может, отпугивает само слово "кредит"?

- Что такое кредит? Это разнообразные программы. К примеру, социальный кредит. Он дается на пять лет под три процента годовых, льготный период - один год. Это чистая прибыль. Плюс снижение рисков, плюс снижение нагрузок на бюджеты. Но "кредит", вы правы, - слово страшное, по инерции пугает многих.

- Каким образом снижается нагрузка на бюджеты?

- Вот, допустим, школа в райцентре. Для ее модернизации - установки счетчиков, автоматизированного теплового пункта, замены окон, утепления крыши - требуется сто условных единиц. По обычной схеме тридцать единиц найдет район, еще семьдесят даст область, а по нашей - девяносто условных единиц внесет инвестор. Учитывая обязательное софинансирование, мы модернизируем не одну школу, а две. Начнет работать револьверный механизм.

- Барабан закрутится?

- Вот именно. Чем больше проектов, тем выше экономия бюджетных денег. В Новодвинске это просчитали очень хорошо - там Фонд работал и работает уже на 32-х объектах социальной сферы: в школах, детских садиках, больницах.

- Ту же схему вы планировали задействовать в Северодвинске. Почему не получилось?

- С мэром Беляевым нашли общий язык без проблем. Подготовили два проекта по школам. Причем деньги инвестора выделялись в виде гранта - безвозмездно. Но вторую половину средств, уже бюджетных, необходимо было провести через городской Совет. И депутаты сразу начали шуметь: "А почему грант достался именно этим школам, а не тем, которые в моем округе?!". И фактически готовые проекты "заголосовали".

- Этот случай - вопиющий?

- Нет, он просто показательный. Вот Плесецкий район - это тема отдельная. Четыре года мы потратили на то, чтобы убедить муниципальные власти в необходимости строительства новой котельной в Североонежске. Областной бюджет был готов, инвестиции были, а главное - была прямая выгода муниципалитету. Стоимость проекта - менее 82 миллионов рублей. Окупаемость - один год. Муниципалитет при этом уходил от аренды котельной, обслуживания теплотрассы и покупки мазута. Но нам отказали. И в нынешнем году уже "сожгли" на топливе 70 миллионов бюджетных рублей.

- Неужели будут жечь и дальше?

- У нас есть основания предполагать, что глава МО "Плесецкий район" Ешкова близка к подписанию договора с некоей частной компанией, готовой построить котельную. Но кредит уже будет коммерческим и составит около 140 миллионов. И не факт, что поставки отходов, на которых заработает котельная, не начнет осуществлять посредник.

- С инвесторами у вас проблем нет?

- Дефицита инвестиционных средств в природе не существует. Есть дефицит спроса на инвестиции. Отсутствуют технико-экономические обоснования проектов, разработанных в формате международных и ведущих российских банковских институтов.

- Какой главный опыт вы вынесли из работы с муниципалитетами?

- Мы не работаем с теми, кому до выборов осталось менее двух лет. Самый большой инвестиционный риск - это риск политический.

- О чем я вас не спросил?

- Пожалуй, это не вопрос, а пожелание. Мне, как руководителю Фонда, хотелось бы поблагодарить за помощь и сотрудничество учредителей, российских и зарубежных партнеров, заказчиков и подрядчиков. Конкретизировать не буду - всех не перечислить. Кто прочитает, тот поймет.

Олег ГРИГОРАШ.фонд Перспективаwww.arhperspectiva.ru

Помимо властей разных уровней, главным партнером Фонда является Архангельский областной центр энергетической эффективности. Постоянен контакт с зарубежными и отечественными энергетическими предприятиями.

На сегодня Фонд реализовал и приступил к внедрению целого ряда успешных проектов. Некоторые из них признаны уникальными для Северо-Запада России.

Например, в 2003-2004 годах Фонд реализовал два из четырех проектов по стране в рамках "Совместной экологической программы". Заказчиком технико-экономического обоснования модернизации Северодвинской ТЭЦ-1 выступило "Архэнерго". Второй проект был выполнен для ГУП "ОблДЭС", в ведении которого находятся почти все дизельные станции региона.

Проект для ЗАО "Лесозавод № 25" стал первым крупным займом NEFCO (2 миллиона евро). В марте 2004 года завершено строительство беспрецедентной для России сортировочной линии. Новый лесопильный цех располагается на промышленной территории предприятия, в его состав входит сухая линия сортировки бревен. Ранее технологический процесс осуществлялся "в два бассейна", являвшихся источниками загрязнения как воды, так и воздуха, а также превышавшими энергозатраты завода в связи с необходимостью их подогрева в зимний период. В 2005 году был завершен второй этап проекта - строительство в Цигломени котельной, работающей на древесных отходах.

Среди других проектов Фонда стоит выделить модернизацию уличного освещения в Новодвинске, масштабные работы в социальных учреждениях Онеги, Вельска, Котласа, Коряжмы, Верхнетоемского района.

В 2005-2006 гг. Фонд привлек в Архангельскую область 105,6 миллионов рублей инвестиций и 30 миллионов "грантовых" рублей.

За десять лет Фонд нашел свое место на рынке консалтинговых и инжиниринговых услуг Архангельской области, став одной из наиболее влиятельных структур на энергетическом поле региона.


Похожие новости

Последние новости