Новый борт был представлен ВИП-персонам и журналистам в понедельник.Салон оказался не намного просторнее, чем в ТУ-154. Понятно, что, выбирая тип самолета для обновления парка, наши авиаторы руководствовались не столько эстетическими соображениями, сколько экономическими. Само решение об обновлении парка было принято еще в прошлом году - необходимость заменить ТУ-134 и ТУ-154 уже назрела.
- Мы проверили всю линейку аналогичных типов самолетов и остановились на "Боинг-737", - рассказывает гендиректор "Аэрофлот-Норд" Владимир Коротяев. - Выбор обосновывался экономической целесообразностью, прежде всего - топливной эффективностью. Этот тип самолетов находится в массовой эксплуатации в ведущих авиакомпаниях мира. А в странах СНГ он эксплуатируется более десяти лет. Эти самолеты более безопасные, комфортные, и я убежден, что пассажирам он понравится.
Обновление парка в компании планируется кардинальное. По словам Коротяева, до 2008 года в операционный лизинг будет приобретено до двадцати "Боингов". То есть межрегиональные перевозки, получается, будут практически полностью выполняться на американских самолетах. А вот с областными перевозками такой ясности пока нет. В планах авиакомпании, конечно, стоит замена заслуженного ветерана "АН-24" на новый тип турбовинтового самолета. Но какой именно - пока не известно.
На переобучение персонала авиакомпания потратила порядка 40 миллионов рублей. Пилоты обучались в Денвере, на базе "Юнайтед Эйрлайнз", бортпроводники - в Германии, в центре "Люфтганзы". Любопытно, что пилоты от нового самолета в восторге. Бортпроводники в оценках более сдержанны. Скажем, бортовая кухня своими размерами явно уступает аналогичной на ТУ-154.
Не все понятно и со степенью безопасности. Конечно, все специалисты, имеющие отношение к авиации, в один голос утверждают, что самолет - самый безопасный вид транспорта. Статистика, кстати говоря, это подтверждает. Другое дело, что любая авиакатастрофа имеет гораздо больший резонанс, чем столкновение двух иномарок. И это вполне понятно.
Между тем, если опираться на данные только сайта "AirDisaster.Com Accident Database" - базе данных авиакатастроф, то статистика здесь довольно любопытная. Так, за три десятка лет эксплуатации "Боинга" зафиксировано более семидесяти катастроф, треть из которых произошла из-за отказа техники. У ТУ-154, который и по "дате рождения", и по назначению является ближайшим аналогом "Боинга", этот показатель ровно в два раза меньше. Конечно, последнее слово в любом случае должно оставаться за авиаспециалистами и самими пассажирами.
Сам же новый борт, который до перелета в Архангельск около двенадцати лет эксплуатировался в Европе, представители компании "Боинг" оценивают как "имеющий достаточный остаток ресурса и находящийся в зрелом возрасте". Экономически целесообразный ресурс "Боинг -737" составляет порядка 70 тысяч циклов взлета и посадки, то есть полетов.
А вот что касается экономичности, то здесь, напротив, все понятно. Как отмечает Коротяев, топливная эффективность "Боинг-737" почти в 2,5 раза выше, чем у ТУ-154. Учитывая, что в существующих ценах на билеты почти половина - это топливная составляющая, теперь зависимость от керосина будет ниже, чем на самолетах отечественного производства.
- Это позволит сократить рост тарифов, которые сейчас бегут следом за нефтяниками, - говорит Коротяев. - И я могу точно сказать, что билеты на полет на "Боинге" дороже не будут.
Михаил АНДРЕЕВ.