На городском рынке ему попалась на сдачу фальшивая 500-рублевая купюра, которой он попытался расплатиться в торговом павильоне. Расследование возбужденного в отношении Михайлова уголовного дела тянулось восемь месяцев - вместо положенных по закону двух. Повестки, допросы, объяснения, визит сотрудников Соломбальского ОВД в университет, где учился Михайлов, обыск и изъятие ноутбука и принтера, на которых он делал рефераты и курсовую работу...
Только представьте, каково это - жить под дамокловым мечом правосудия, оправдываться перед преподавателями, успокаивать родственников, когда ты и сам не знаешь, чем это все закончится, а в Уголовном кодексе черным по белому написано: от пяти до восьми лет лишения свободы!
Наконец экспертиза поддельной купюры показала, что она могла быть изготовлена на любом принтере аналогичной модели. И только после этого, в декабре прошлого года, уголовное дело прекратили в связи с отсутствием состава преступления. Алексей предъявил к УВД Архангельской области иск о возмещении материального и морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием.
Судья Октябрьского суда Р. Шариязданов, однако, решил, что Михайлов не имеет права на восстановление доброго имени, потому что привлеченным к уголовной ответственности считается гражданин, в отношении которого было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого и которого заключали под стражу, а Михайлов привлекался только в качестве подозреваемого.
Ну и что? В соответствии с законом право на возмещение вреда имеет и та, и другая категория граждан, если дело прекращено по реабилитирующим основаниям. Судье стоило только внимательно, никуда не торопясь, посмотреть "соседние" с пунктом 1 статьи 1070 положения Гражданского кодекса, и он не сделал бы этой судебной ошибки.
Шестого сентября решение судьи Р. Шариязданова, как мы и предполагали в предыдущей публикации, отменила в порядке надзора вышестоящая судебная инстанция. Попытки Алексея Михайлова добиться реабилитации длятся уже ровно столько, сколько длилось незаконное уголовное преследование. За это время, направив в милицию и прокуратуру гору запросов, жалоб и заявлений, он добился признания следователем его права на реабилитацию и официального принесения извинений. А вот возмещения затрат на услуги адвоката и компенсации морального вреда добиться пока не может - отвечать деньгами за беззаконие милиции никто не хочет.
Но Алексей Михайлов обязательно этого добьется. Ведь он, как мы уже писали, из того "непоротого" поколения россиян, которое не испытывает трепета перед сильными мира сего, не боится требовать от властей соблюдения закона, и никому не позволит себя унижать. Даже если придется дойти до Европейского суда по правам человека.
Ольга ТРЕТЬЯКОВА.