- Какая стажировка? Чему тут учиться - двери, что ли, открывать? Сейчас рейс прокатишься, и можно тебя в график ставить! Оформление? Не раньше месяца. А вдруг ты через две недели от нас уйдешь, а мне лишний раз с бумагами возиться? - инструктировала меня мой новый работодатель. - График два через два, первый рейс в 6.40 утра, последний - в 10.30 вечера, так что в полседьмого ты должна уже быть на морвокзале. Не опаздывай!
И на следующее утро я, недовольно-сонная (для меня шесть утра еще ночь), стояла возле рабочего места - большой красной "Газели".
Как оказалось, мне в пару дали такого же "чайника" - водитель Саша работал на маршруте второй день, и знал, что к чему, чуть больше меня.
- Обычно по субботам мало работы, все, б...ь, по дачам расползаются. Так что все деньги дачные маршруты, б...ь, забирают. Но три штуки за смену, думаю, соберем. Так-то это минимум, - делился он своим небогатым опытом, отчаянно пытаясь отыскать на радио нужную волну.
"А помнишь небо, помнишь сны о молчанье, юное тело в голубом одеянье" ...- лирическое пение певицы со странным именем Максим заполнили пространство запыленной машины, и мы поехали.
Через пару-тройку часов я поняла, почему на кондукторов, впрочем, как и на водителей, всегда такой спрос. Не такое это уж легкое дело, как кажется на первый взгляд!
От постоянного открывания-закрывания тяжеленной двери у меня разболелось правое плечо, а на руке стала вырисовываться мозоль.
Время от времени я путала остановки. Если центр города я знаю хорошо, Соломбалу сносно, то Сульфат - чуть больше китайского туриста.
И когда в очередной раз случайно "высадила" пассажира не там, где надо, на меня обрушился праведный гнев. И тут же на меня решила излить дурное настроение хмурая пассажирка:
- Черт знает что!!! Сидите тут, как у себя дома, курите, водку пьете! На пассажиров ноль внимания! Если хотите музыку слушать - сидите дома!
Да, музыка у нас звучала, и, видимо, она многих раздражала. А вот, чтобы пить и курить!
Кроме злобных пассажиров, мне приходилось терпеть и "аромат" Сульфата. Долго не дышать не получалось, так что к концу дня моя голова неприятно кружилась и болела.
К тому же с бешеным рабочим ритмом вместо нормального обеда я довольствовалась лишь наскоро проглоченным пирожком и растворимым кофе в вокзальной забегаловке.
А от постоянного сидения на одном месте все мое кондукторское тело стало ныть и требовать движения. И, испугавшись всеобщего онемения с застоем в придачу, между рейсами стала лихорадочно мерить шагами остановку.
Помогало мало.
"Отмотав" девять рейсов и накатавшись до головокружения, я в предвкушении теплого душа и уютной кровати засобиралась домой. Но не тут-то было.
Кроме открывания дверей и отрывания билетиков, мне, как оказалось, нужно было еще подсчитывать выручки и заполнять документы. И я, в полуживом состоянии (покатайся-ка 16 часов!) принялась считать. Мои денежные ожидания опять не оправдались.
Дело в том, что кондуктору положено 10 процентов от общей выручки, а на руки выдается только 150 рублей за смену. Водитель же получает в два раза больше.
- Остальные деньги в конце месяца. Если вы захотите уйти раньше времени, то ничего не получите, - получила я отрезвляющий ответ на вопрос о зарплате.
Видимо, так частники пытаются удержать "рабочих лошадок".
На следующий день я вышла в рейс снова. И после очередной 16-часовой смены опять ушла со 150 рублями в кармане и гудящей головой.
Всю ночь меня преследовали кошмары. А через пару дней, когда уже была готова снова мужественно выйти на работу, услышала:
- У нас сейчас две машины в ремонте, водителей не хватает, так что придется тебе отдохнуть, - в голосе хозяйки сквозил вежливый холодок.
Я решила, что лучше и эту работу сменить.
А что? Кругом еще столько неизведанного. И было бы глупо потратить свою жизнь на тупое "тягание" дверей.... Притом за символическую плату.
Оксана КИРЕЕВА.