"Политические примерки" - это нормально...

0 0

 "Политические примерки" - это нормально... Сегодня депутаты работают на сессии, которая идет третий день. А накануне мы встретились с председателем областного Собрания Виталием Сергеевичем Фортыгиным.

- Виталий Сергеевич, видела вас на спектакле "Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина", который к нам привозил народный артист России Сергей Юрский. Вы шли на этот спектакль с какими-то ожиданиями? Они оправдались?

- Признаюсь, я мало что знал о спектакле. Конечно, шел на Юрского. Я учился в Питере, часто ходил на спектакли с его участием и на вечера, где он читал Пушкина. Очень люблю этого актера, не мог пропустить его приезд в Архангельск. Что касается спектакля, то он вызвал разноречивые чувства...

- Это спектакль о наших очень своеобразных отношениях с властью. Вы тоже человек власти, находитесь буквально внутри нее...

- Страшно, когда наступает всесилие власти. Это хорошо понимаешь, когда видишь диктатора в исполнении такого актера, как Сергей Юрьевич Юрский. И ты как бы очищаешься. На следующий день, признаюсь, оглядывался на каждый свой поступок.

- Люди, которые вне власти, сейчас все чаще высказывают опасения о том, что мы медленно скатываемся к какой-то из форм тоталитаризма. Вы это ощущаете?

- Это объективный соблазн. И он не просто надуман. То, о чем говорили на кухнях, свершилось, но, оказалось, жить стало трудней. Кратно увеличилась ответственность за себя, за семью. Сразу возник соблазн тяготения к сильной руке.

- Как раз Юрский говорит о Сталине как о социальном заказе, который шел снизу. Наверное, что-то подобное происходит и сейчас?

- За долгие годы мы привыкли к подчинению, подчинению и еще раз к подчинению. Сейчас другая сторона - ответственность. Иногда непосильная. Часто люди, которым за сорок, отказываются от высокооплачиваемой работы, где предполагается тоже высокая ответственность, предпочитая ей менее оплачиваемую, но более спокойную. На самом деле многие растерялись. Но лозунги, которые призывают к порядку, к сильной руке, думаю, вызваны не тем, что люди так уж хотят увидеть Сталина сегодня. Просто они хотят более комфортно себя чувствовать, прислониться к кому-то более сильному и надежному.

- Что им может предложить власть?

- Приблизить саму власть к людям. Это развитие самоуправления. Но эта дорога с двусторонним движением. Люди тоже должны понимать, что они могут управлять, могут распорядиться властью. Они сами ответственны за свой поселок, за свою деревню, за себя.

- То есть ответственность не только Кремль несет...

- И Кремль тоже несет, но свою часть. Сегодня у нас прошло выездное заседание комитета Совета Федерации по делам Севера. Мы там говорили о сбалансированности бюджета, о несправедливом распределении некоторых налогов. Законодательство надо совершенствовать. Но и самим понять, что мы можем, что в наших силах. Преодолеть сложности этого времени - ведь свобода дает возможность быть более творческим. В будущем это принесет свои плоды. Но нынешнее время для многих очень трудное, и его надо пережить.

- Сейчас мы слышим об объединении на московском уровне партий "Жизни", "Родина", "Пенсионеров". Говорят, что у нас также по этому поводу идут переговоры еще и с "Партией социальной справедливости" и "Наша Родина - Архангельская область". Это как-то ощущается? Или у нас эти процессы незаметны пока?

- Пока это, возможно, незаметно, но такая работа ведется. Идут переговоры, консультации. Политическая составляющая нашей жизни становится все более ясной и понятной. В основе построения власти в обществе все равно будут стоять политические партии. Для всех нас важно понять - кто нами будет управлять? Что за выбор у нас будет. Мы последовательно делали несколько шагов. Первый - это мажоритарная система, когда депутатов избирали по одномандатным округам. Она дала свои плоды. Но что будет, если каждый депутат станет отстаивать только интересы своего округа? Должно быть что-то объединительное. Во всем мире такую функцию отдают партиям. Теперь у нас выборы пройдут по партийным спискам. Население нашей страны выберет вектор, по которому будет развиваться общество. Люди думают, как им голосовать, но и политики думают, как им занять место в структурах власти. Есть закон, по которому только за год до выборов они могут провести реконструкцию партии. Это их право.

- Вы можете сказать, что "Единая Россия" сегодня является полноценной партией власти и берет на себя всю ответственность за то, что происходит в стране и регионе?

- Да, сегодня правящей партией фактически является "Единая Россия". Она имеет большинство в парламенте, но все же пока не имеет полного влияния на правительство. Президент - не член партии, но явно позиционирует себя с ней. Я, как член партии "Единая Россия", могу сказать, что мы вязли на себя ответственность за то, что происходит в области. У нас также членами партии являются глава администрации области и его заместители. По работе этого коллектива люди будут судить и о партии в целом и будут решать, проголосовать ли за нее на федеральном уровне.

- До декабря, выходит, с объединением все прояснится. Если оно произойдет, к тому же у нас объединятся четыре партии, у "Единой России" может оказаться сильный конкурент. Возможно, это шаг к двупартийной системе? Или же об этом говорить рано, просто идут "политические примерки"?

- Думаю, что мы видим именно этот вариант. Сейчас важно не мешать. Это естественный процесс. В дальнейшем все лишнее отсеется. У нас будет иная политическая картина: партии будут бороться за голоса избирателей, парламент будет формировать правительство, президент будет партийным.

- На медиафоруме "Единой России" Сергей Шойгу сказал, что основной соперник партии - КПРФ. А как на местном уровне? Здесь коммунисты тоже ваши главные соперники?

- У коммунистов понятная идеология, они будут присутствовать в парламентах всех уровней. Наше общество традиционно тяготеет к левым настроениям. Так что у "актуальных левых" есть шанс.

- Почему вы их называете "актуальными"?

- Просто потому, что не знаю, как они будут называться после всех объединительных процессов. Но и средний класс развивается. Партия СПС декларировала, что через десять лет она станет правящей. Но все же сегодня, на мой взгляд, самая сильная позиция у "Единой России".

- Потому что она по центру, и общество просто боится потерять уже установившуюся стабильность?

- Мы люди с опытом, понимающие, мы ведем открытую политику. Мы сейчас исправляем ошибки, которые сделала власть в разное время. Вот, например, такой дурной шаг - взяли и здания детских садов приватизировали! Такие моменты сильно раздражают людей. Единственный способ быть у власти - вести настоящий диалог с населением. Понимать нужды. Например, когда мы принимали решение - куда направить 450 миллионов рублей, выделенные на поддержание статуса Архангельска как областного центра, решили, согласовав с мэром, что это дороги. И нас поддержали другие депутаты. Поэтому сейчас так активно идет ремонт в городе.

- Если честно, вряд ли "Единая Россия" и другие фракции, принимавшие это решение, здесь получат какие-то дивиденды. У горожан складывается впечатление, что это дело мэра - везде стоят его плакаты. Похоже, он не собирается делиться ни с кем влиянием.

- Не сомневаюсь, что люди разберутся, поймут...

- Что для областных законодателей самое важное в начале этого политического сезона?

- Два месяца будем работать над бюджетом. Прежде всего, конечно, над доходной его частью. Опыт этого года, когда не пошли по рекам плоты, еще раз показал, как важно развивать инфраструктуру, поэтому встанет вопрос и о проведении дноуглубительных работ на реках. Важными также являются программа развития и модернизации жилищно-коммунальной сферы - это теплотрассы, котельные. Только тогда можно говорить о повышении темпов жилищного строительства. А еще дороги. Без них не будет развития экономики области. Надо также развивать малую авиацию, возвратиться к той сети, которая была в советское время. Важная тема - стройка на селе. Там большой дефицит специалистов в разных сферах. Их можно туда привлечь, решив жилищную проблему. Не менее важным, вернее чрезвычайно важным, является увеличение финансирования учреждений культуры. Это же могли делать в прежнее время.

А 2007 год - год политический. Это будет пик политической борьбы. Конечно, мы будем убеждать жителей Архангельской области отдать голоса за нашу партию - "Единую Россию".

- Сейчас столько различных черных технологий, притом таких ухищренных... Ваша партия их не боится? И вообще, есть против них какое-то противоядие?

- Есть. Это активность населения. При большой явке никакие черные технологии не помогут. Только тогда проходят честные выборы. А именно в них мы заинтересованы.

Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО.


Похожие новости

Последние новости