Деньги есть. Но только на выживание

0 0

 Деньги есть. Но только на выживаниеВ ОБЛАСТИ СНИЖАЮТСЯ ТЕМПЫ РОСТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Впервые за последние годы. Если в прошлом году этот показатель составлял 26 процентов, то по итогам первого полугодия - всего 16. При этом, как подчеркнула Усачева, медленнее всего растут зарплаты на Архангельском и Котласском ЦБК. А это становые хребты бюджетообразующей отрасли региона - лесной промышленности. Более того, сейчас уровень зарплат в области лишь на 2,5 процента выше среднероссийской. Еще три года назад это разрыв составлял 20 процентов. Так называемые северные надбавки нечувствительно испарились... Между тем, львиная доля доходов бюджета - это налог на доходы физических лиц. Те самые 13 процентов с заработной платы. Если она не растет, то и бюджетные доходы также не увеличиваются. Сложно и с налогом на прибыль. Из-за фактического срыва лесосплавной навигации затраты лесопромышленных предприятий выросли на 380 миллионов.

В итоге по уровню собственных налоговых доходов область находится на 64 месте в общероссийском рейтинге!

ОБРАТНЫЕ ПОТОКИ СОКРАЩАЮТСЯ

Сейчас почти треть областного бюджета формируется за счет федеральных дотаций. Которые, между тем, увеличиваться не спешат. Пожалуй, впервые официально было признано, что бюджетная сбалансированность в регионе достигается от обратного - за счет занижения бюджетных расходов. Общая же характеристика состояния бюджета выглядит вообще убийственно - "низкий налоговый потенциал, высокий уровень требуемых бюджетных расходов и устойчивый недостаток средств для их покрытия"!

В итоге - критическая ситуация с развитием дорожной сферы, с оснащением больниц новым оборудованием, с внедрением новых образовательных технологий, а жилье стареет быстрее, чем строятся новые здания. По сути, деньги есть только на выживание.

СБАЛАНСИРОВАТЬ БЮДЖЕТЫ ВСЕ ТРУДНЕЕ.

Выездное заседание профильного комитета потребовалось, чтобы найти пути решения этих проблем. Как отметил сенатор от Архангельской области Юрий Сивков, прежде в рамках межбюдетных отношений предусматривалось финансирование, например, северного завоза, компенсация разницы в тарифах на тепловую и электрическую энергию.

- К сожалению, Минфин уже не первый год как исключил эти два пункта из компенсации регионам и доказывает нам, что они уже учтены в методике предоставления дотаций. Это, конечно, не так, - отметил Сивков.

Из-за округа потеряем 4,5 миллиарда

Вместе с тем, есть и еще одна особенность, которая также неблагоприятно отражается на финансах области - непростые, а точнее говоря, никакие, отношения с Ненецким округом. Как известно, налоговый потенциал автономии в 16 раз выше областного. Но Минфин, рассчитывая дотации, учитывает консолидированный бюджет округа и области. В итоге область получает из федерального центра 2,5 миллиарда рублей, а не семь, как могла бы.

При этом представитель Минфина Николай Гудыма не скрывает, что эта ситуация будет продолжаться до тех пор, пока у округа и области не появится хотя бы предварительного плана объединения и не будет обозначена дата референдума.

- Наверное, нужно считать раздельно бюджеты, - говорит он, - но есть требование закона и мы его выполняем.

При этом Гудыма подчеркивает, что отношения между Архангельской областью и Ненецким округом уникальны для России - других таких примеров больше нет. Только у нас не урегулированы межбюджетные отношения. Отметим, что нет ни механизма, ни федерального закона, который регулировал бы отношения округа и области в подобной ситуации, на что указал вице-спикер областного Собрания Александр Поликарпов: "Мы почти два года ищем компромиссы, и у нас не очень получается. По сути, нас сталкивают лбами. Нужен закон, который расставил бы все точки - а пока проблематично даже принять областной бюджет на следующий год!"

Депутат окружного собрания Анатолий Мияндин предложил отменить злополучную статью Бюджетного кодекса, которая и требует совместного расчета бюджетной обеспеченности. Эту законодательную инициативу ненецкие депутаты уже передали в Госдуму.

Михаил АНДРЕЕВ.


Похожие новости

Последние новости