Если даже вы никогда в жизни не держали в руках томик с пьесами этого великого норвежского драматурга и не видели ни одной его пьесы на сцене, все равно смутно вспомните что-то о женщине, которая не захотела жить в кукольном мире и ушла на простор вольной капиталистической жизни.
Кстати, интересно бы было посмотреть, что будет, когда героиня по-настоящему окунется в мир подлинной рыночной конкуренции, где в первую, во вторую и третью очередь правит чистоган. От которого ее, пусть и в кукольном доме, прятали сначала отец, а потом муж.
Можно ведь и так посмотреть на обстоятельства дела?
Ибсен многогранен. В спектакле столько линий, что можно выбрать одну из них (не обязательно главную) и вести ее себе. Постановщикам спектакля сложнее - надо соединить все эти линии вместе. И очевидно, что это не совсем удалось.
Главный режиссер театра, поставивший спектакль, Петр Суворов безупречен (или почти безупречен), когда речь идет о русской классике. Его просто чувствуешь сквозь канву произведения. Обычно такой спектакль наполнен воздухом, живой аурой.
В нынешней премьере иногда казалось, что актеры играют в безвоздушном пространстве.
Нора (Елена Смородинова) ведь с самого начала знала о кукольности своего мира. И жила в нем весело, но несчастливо, как она сама говорит. А счастливо можно только на воле - но там и больно, и страшно, и опасно. Кто знает, возможно, очень скоро захочется снова в кукольный дом? К тому же там остались дети и им там хорошо. Они пока не ищут смысла жизни, а просто живут. А жить ведь можно и в кукольном доме, если сам не кукла, конечно. Они не куклы и им, наверное, больно - ведь мама, такая хорошая, искренняя, их предала! Почему? Стоит ли весь этот смысл их слез?
"Одних мы любим больше жизни, с другими нам хочется улыбаться", - говорит Нора другу семьи, доктору Ранку (Андрей Москаленко), тяжело больному человеку, который и нужен-то, оказывается, был, чтобы оттенять "яркое, как солнце" семейное счастье адвоката Хельмера (Андрей Калеев) и его жены Норы.
Нора будет, возможно, много улыбаться в новой жизни, но перестанет ли от этого быть куклой? Ведь тоже вопрос. И вопросов слишком много.
Мне кажется, в этом спектакле бессмысленно говорить об отдельных ролях. К примеру, Елена Смородинова играла, на мой вкус, просто дивно, а Татьяна Боченкова, (она исполняла роль подруги Норы) вообще не играла. Так, присутствовала. Но когда нет полноты жизни на сцене, то и разницы нет.
Внешне без замечаний Александр Дунаев, который играет поверенного, шантажирующего Нору. Вот уж хорош! А только заговорит - все пропало, развеялось. Воздуху нет, жизни нет - подлинной, норвежской жизни!
На мой взгляд, единственный осколок такой подлинности - это Людмила Советова во второстепенной роли няни. Она, как посланец иного мира - того самого ибсеносвского, ускользающего и тающего, словно льдинка на теплой ладони...
Для нас оказавшегося в конечном счете непостижимым...
Светлана ЛОЙЧЕНКО.