Каталог неожиданно открывает... Алексей Баринов. Добрыми словами и напутствием, правильной и лирической оценкой черно-белого неброского творчества, созвучного с северной природой.
Это благодарность художников за помощь. И надо отдать им должное - не стали искать замену автору вступительного слова, когда он попал за решетку. Но чтобы быть последовательными, надо и каталог отослать в Матросскую тишину. Художники задумались и над этим.
Само открытие ажиотажным не стало. Всего лишь пара десятков человек вкупе с авторами работ и журналистами, вот и все. А посмотреть есть на что. Тут все любимые и известные, а некоторые просто баловни, да и по праву. Мне ближе Зимирев и Сюхин. Разные, но одинаково притягательные. В одном такая утонченность философии, что прикоснуться страшно, у другого народная мудрость и юмор через край. Всегда просто застываешь у знакомых много лет работ и наслаждаешься, почти не дыша.
Алексей Григорьев, тоже любимец интеллектуальной публики. Есть над чем задуматься. В фантастических деталях спрятана мысль. И искать ее интересно. Заметки театрала, корабела, энтомолога, путешественника. Это похоже на собственную школьную промокашку, отрытую через много десятилетий. Мысль уносит в те времена и дали, в те чувства и переживания.
Братья Трубины - особая талантливая статья. В их разности еле заметная похожесть, способность уловить тончайшее и передать в собственной интерпретации так, что дух захватывает. Все время думаю над тем, как повезло писателям, произведения которых они иллюстрируют. С их образами соглашаешься, даже если минуту назад представлял их совершенно другими. Уж точно иллюстрации Дмитрия Трубина к "Барону Мюнхгаузену" и "Кандиду" книги не просто оживили, произведения с ними берут совсем другую планку. А художественная эротика и мифология Сергея в представлении вообще никогда не нуждались. У его работ всегда толпа поклонников.
Невозможно не упомянуть об Иване Архипове. Он открывает новейший каталог, но о выставке ему почему-то сообщили лишь накануне открытия. Архипов успел повесить лишь одну работу. А жаль. Его детальная графика всегда успешна у зрителя. Хотя, и для наслаждения только одной его картиной "Двинские зори" (те, кто постарше, помнят этот ресторан) потребуется немало времени. Пока разглядишь всех танцующих и ужинающих, официантов и блюда на столе. Одних действующих лиц там несколько десятков. Год написания - 1970. Ну, страшно интересно! Как и все его работы. Бумага, тушь и перо. А перед глазами та история, из которой мы вышли.
В зале еще работы... и много известных авторов. Среди них и то, чем наслаждаешься, и то, над чем недоумеваешь, не понимая, зачем все это. Но я вдруг ловлю себя на мысли, что кого-то явно не хватает мне в этом собрании. Думаю над этим, свесившись с перил второго этажа, и вдруг вижу Александра Позднышева, известнейшего архангельского графика.
Его работ нет ни на выставке, ни в каталоге. Спускаюсь к нему. На мой вопрос "Почему?!" он пожимает плечами, и начинает объяснять это так, чтобы никого не обидеть. Но что бы ни происходило в творческой среде, нельзя лишать художника его места на стене, в каталоге, в душах поклонников. От этого беднеют и меркнут все, в том числе и те, кому место досталось. Всего лишь потому, что одного нет...
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.