РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ
Авторы инициативы - председатель думского комитета по местному самоуправлению Владимир Мокрый и его коллеги Владимир Жидких и Алексей Огоньков - предлагают поправить закон о принципах организации местного самоуправления (МСУ) и статью 8 Бюджетного кодекса. Помимо прочего, в ней сказано: "В административных центрах, столицах субъектов РФ законом субъекта РФ осуществление местного самоуправления предусматривается либо в границах административного центра, столицы субъекта РФ, либо на внутригородских территориях административного центра, столицы субъекта РФ. В городах федерального значения, Москве и Санкт-Петербурге, административных центрах, столицах субъектов РФ установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, законами субъектов РФ с учетом мнения населения".
Это значит, что если инициативу поддержит парламент, уже с 2007 года управление городом может от мэрии перейти к внутригородским территориям, на которые разделят город. Какие полномочия оставлять на местном уровне, будет решать региональная власть, говорит Мокрый. Сейчас такой порядок действует только в Москве и Санкт-Петербурге: главы этих городов назначаются по представлению президента, как и другие губернаторы, а горожане могут выбирать руководство районных управ.
Данная схема, по мнению авторов, имеет свои преимущества - дескать, зачастую мэры сосредоточиваются на центре города, забывая об окраинах. В то же время сохранится и "священный" институт выборности.
ДЕМОКРАТИЯ В ОПАСНОСТИ
Не успела инициатива появиться, как она подверглась резкой критике. Основная тенденция - назначаемость глав администраций областных или краевых центров федеральной властью станет еще одним шагом назад от демократического общества. Так, 23-го октября Президиум Федерального политсовета "Союза правых сил" принял заявление "Об угрозе местному самоуправлению".
В документе говорится: "Депутаты фракции "Единая Россия" внесли в Государственную Думу законопроект, дающий право региональным властям отменять местное самоуправление в городах - столицах субъектов федерации. Истинные мотивы авторов законопроекта очевидны, особенно на фоне поражения кандидата от "Единой России" - действующего мэра Самары. Им хочется любой ценой сохранить власть де-факто существующей бюрократии. Ради этого они готовы лишить граждан России одной из последних возможностей самим выбирать себе руководителей. "Союз правых сил" заявляет, что принятие такого закона будет означать грубейшее нарушение права граждан на местное самоуправление, гарантированного Конституцией России и Европейской хартией местного самоуправления".
История конфликтов
Прежде чем поддаваться эмоциям, стоит разобраться, в чем причина появления подобной инициативы. Во всем мире самоуправление так жестко не отделяется от государства, как это сделано в российской Конституции 1993 года. Причиной этого была необходимость вхождения в Совет Европы. Требовалось продемонстрировать, что мы воспринимаем традиции европейского демократического сообщества, и даже идем дальше, отпуская местное самоуправление, по сути, в свободное плавание. Видавшие виды эмиссары ЕС удивлялись: "Закон вы приняли хороший, но как собираетесь его выполнять?".
Результаты ждать себя не заставили: бывали случаи, когда избранный населением местный глава отправлялся в непрекращающийся несколько лет запой или превращал муниципальное образование в свою личную фирму по зарабатыванию денег, а формальных юридических оснований для его освобождения от должности нет, так как процедура отзыва не обязательно может быть предусмотрена уставом.
ЛОБ В ЛОБ
Отдельное место в современной российской истории занимают выяснения отношений, раздел ответственности и сфер влияния на экономику между губернаторами и мэрами областных центров. Для населения в этом хорошего мало: когда паны дерутся, у холопов чубы трещат.
При этом растет и криминализация местного самоуправления, связанная с новым переделом собственности, получением налоговых льгот, муниципальных заказов, лицензий и т.д. Ведь, как любой собственник, местные власти, согласно закону, вправе передавать свои объекты во временное и постоянное пользование, сдавать в аренду, продавать.
Так что недавний случай расстрела кандидата на пост мэра Дальнегорска - никакая не сенсация, а скорее, трагическая повседневность. Напомним, что Дмитрий Фотьянов был застрелен неизвестными из автоматического оружия 19-го октября, когда выходил из здания, где расположена его общественная приемная.
ПЯТНА НА СОЛНЦЕ
Новые правила способны снять многие из вышеназванных проблем. Согласитесь, о конфликте "мэр-губернатор" в такой схеме речи быть не может. Появляется определенная страховка и от посягательств криминала. Кроме того, мэру-назначенцу самопиар не нужен.
Архангельский градоначальник уже выразил всемерную поддержку новой инициативе: "Вся линия исполнительной власти должна замыкаться на первое лицо страны - президента. Подобная структура управления государством, на мой взгляд, успешно работает в Белоруссии, и она хорошо ложится на российскую действительность и менталитет народа. У нас вопросы остаются только к тому, как смогут быть отрегулированы взаимоотношения назначаемого мэра и избираемых глав районов. Ведь императивно отстранять избранных лиц возможности нет".
Впрочем, это частности, которые могут меняться. Суть же в другом: и какие-никакие выборы оставят, и вертикаль укрепят.
Дмитрий ДУНАЕВ