Контрольная группа была сформирована год назад. Мы попросили Алексея Алексеевича рассказать, как работает эта группа, и высказать свое мнение о том, как идет реализация национальных проектов в нашей области.
- Алексей Алексеевич, кто входит в вашу контрольную группу?
- Люди, которые как раз и должны нести ответственность за контрольную деятельность - представители прокуратуры, МВД, антимонопольного комитета...
- Это представители только федеральных служб?
- В основном. Но по согласованию мы ввели в группу также Антонину Васильевну Извекову, начальника контрольно-ревизионного управления администрации Архангельской области, и Николая Васильевича Дружинина, председателя контрольно-счетной палаты областного Собрания.
- А каков принцип работы группы?
- Изначально создана система док-ладов, которые идут в контрольное управление администрации президента. Наша группа провела четыре заседания. Дело для нас новое. Долго разрабатывались нормативно-правовые документы. Когда в марте-апреле была сформирована база и были выработаны формы доклада, и началась контрольная деятельность.
- Ваша основная задача - контролировать расходование денег, которые приходят в область в рамках нацпроектов?
- Поначалу контролировалось только поступление финансовых средств. Они идут через казначейство. Деньги расписываются по муниципальным образованиям. Я отдаю на контроль членам группы из МВД и прокуратуры документы, где расписано, куда и сколько средств поступило, с просьбой к прокурору области и начальнику УВД, чтобы районные прокуратуры и работники милиции отслеживали целевое использование финансовых средств.
- У вашей группы главная функция контрольная, или есть и аналитическая?
- Помните приезд к нам 25 мая полпреда президента Ильи Иосифовича Клебанова? Тогда у нас встал вопрос о том, чтобы четко отладить поступление информации. Это важно, чтобы отследить и проанализировать, где есть накладки.
- А их много?
- Случаются. Например, были запланированы поставки рентгеновских аппаратов, а помещения для них подготовить не успели. Теперь уже вся аппаратура в работе. Иногда поступает аппаратура классом ниже, чем планировалась. Департаменты порой не хотят портить отношения со своими профильными министерствами и не протестуют. Мы это тоже отслеживаем, докладываем, чтобы ситуацию исправить. Есть у каждого региона и свои особенности, их тоже надо учитывать. Что будут делать на бездорожье в нашей глубинке "Газели" без ведущих мостов? Не везде пока получили у нас в области школьные автобусы. Пока не встали зимние дороги, невозможно доставить их в Мезенский, Лешуконский и Пинежский районы.
А вообще, мы вместе с директорами профильных департаментов и главой администрации области Николаем Ивановичем Киселевым ежемесячно отчитываемся перед полпредом.
Для нас очень важно, чтобы не было в области очковтирательства, вранья. Случается такое ведь, когда что-то еще собираются сделать, а уже говорят как о факте свершившемся. Такая информация от контрольной группы поступает и главе администрации области. Он поддерживает наши требования по существу контрольной деятельности.
- Какой из нацпроектов, на ваш взгляд, наиболее успешно реализуется в нашей области?
- Это национальный проект по образованию. Там практически нет нарушений. Руководителю департамента образования администрации области Владимиру Михайловичу Мигунову удалось хорошо отладить дело, обучить персонал, который непосредственно занимается этой довольно сложной и кропотливой работой. Департамент образования выступил с опытом своей работы в конце октября - начале ноября в Санкт-Петербурге на совещании, проведенном полпредством.
- А в других ведомствах нарушения есть?
- Мы проверили 30 процентов медицинских учреждений. Нашли нарушений на два миллиона 400 тысяч рублей.
- Эти нарушения по незнанию, оплошности? Или вы усмотрели умысел?
- Скажу сразу - хищений мы нигде не обнаружили. Нарушения на самом деле по незнанию К примеру, одиннадцать медучреждений открыли счета в коммерческих банках. Это недопустимо. Но мы указали на ошибку, счета уже переоформили.
Обнаружены переплаты врачам-терапевтам, врачам-педиатрам, медсестрам. Сейчас прошли пересчеты, средства возвращены. Это очень важно, чтобы коллеги, которые работают рядом, не говорили, что выплаты проводятся несправедливо. Это вызывает нездоровый морально-психологический климат в коллективах. Также обнаружены и недоплаты, люди теперь тоже получили все, что им причитается. Иногда говорят - вот денег не получаем сколько положено, потому что из центра не пришли. Нет, все финансовые потоки идут вовремя, случаются проблемы с их перераспределением на местах. Наша задача - следить, чтобы этого не случалось.
Акт проверок направлен главе администрации области для принятия мер. Срочно провели дополнительные консультации со специалистами, которые отвечают за реализацию проекта на местах.
- Агропромышленный комплекс проверяли? Там много проблем?
- Там много вопросов, в том числе к федеральному центру. Мы просим компенсировать часть расходов на тепло и перевозки на селе. Растет цена на соляру, электроэнергию. Просим до 40 процентов увеличить долю федерального финансирования строительства жилья для молодых специалистов на селе.
- Видимо, самые большие сложности у нас с реализацией нац-проекта "Доступное и комфортное жилье"?
- Бесплатного жилья нет и быть не может. На сегодняшний день вопрос упирается в низкие доходы населения. Нет денег. Значит, надо решать вопросы по поводу ипотечного строительства, снижения ставок, а это не сделаешь одномоментно.
- Как вы относитесь к проекту строительства каркасного жилья?
- Каркасное жилье имеет свою нишу, но только с помощью его проб-лему не решить. Надо развивать другие виды строительства.
- Были названы конкретные цифры ввода жилья для того, чтобы проект реализовывался успешно. В нашей области они будут выполнены?
- К сожалению, они в этом году не будут выполнены по всей России. Необходимы коррективы - слишком долго отрасль была в загоне. Например, у нас есть проблема стройматериалов, в частности цемента, - мы не можем использовать цемент Савинского завода, он, к сожалению, низкого качества. Приходится возить аж из Белоруссии. Но вообще нам надо создавать собственную строительную индустрию. Такие возможности у нас есть. Я был на Северодвинском заводе стройматериалов, у них там средняя зарплата 20 тысяч рублей, они готовы расширять производство. Есть в области и другие мощности. Только надо понимать, что за одну ночь дома не вырастут.
- Мы говорим о нарушениях снизу. А сверху?
- Есть. Например, прокуратурой оспорен нормативно-правовой акт, в котором говорилось, что плату учителю можно выдавать только за одно классное руководство. По закону платится за классное руководство двух и трех классов - сколько есть в реальности. Не дожидаясь судебного разбирательства, администрация области решила исправить свою ошибку.
- Вы общаетесь с людьми, когда проводите проверки. Как они, по-вашему, относятся к нацпроектам? Поверили, что это реально?
- Люди понимают, что это благое дело. Но есть режим ожидания - что понизятся процентные ставки, будут выделены кредиты и так далее. Это понимают и в администрации президента...
- А вообще, в область пришли и будут идти большие деньги. Это всегда соблазн, и есть опаска, что они все же где-то могут осесть. Вашей группе по силам проследить, чтобы, попросту говоря, эти деньги не разворовали?
- Хочу сказать - я бы никому не советовал ничего ни приписывать, ни строить никаких схем. Сейчас это дело не пройдет!
- А на кого вы еще опираетесь в своей работе?
- Мы стремимся приобщить к этому делу должностных лиц, участвующих в контроле за реализацией нацпроектов. Также я написал письмо Виталию Сергеевичу Фортыгину, председателю областного Собрания, с просьбой подключить депутатов к нашей деятельности. На них мы очень рассчитываем, на их контроль на местах - от села и поселка и выше. И имеем все основания надеяться, что национальные проекты вскоре станут неотъемлемой частью нашей жизни.
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО.