Архангельские педагоги взволнованы: стремительно растет число детей с речевыми дефектами. Говорят, если раньше логопедические трудности были у каждого второго ребенка, то теперь они есть почти у всякого. Еще наметилась тенденция: дети начинают позже говорить. Исправлять патологию бросились повсеместно. В детсадах открывают речевые группы, здесь же, в саду, логопед ведет амбулаторный прием. Школы Архангельска пополняются спецклассами для детей с нарушениями речи. В поликлиниках добавляют ставки врачей этой специализации (не так давно детская поликлиника Октябрьского района открыла ставку логопеда по детям раннего возраста). По новым медицинским правилам, мать должна показать ребенка логопеду уже в год. Следующий плановый осмотр - в три года.
Такое пристальное внимание к речевому развитию детей, об этом свидетельствуют сегодня врачи, наблюдается в последние десять лет. Если раньше все было так, видимо, благополучно, что до пяти лет ребенка к логопеду велели и не приводить, то сейчас пять лет, говорят логопеды, - уже поздно.
В городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) рассказывают, за прошедший год через комиссию прошло более пяти тысяч детей. В сравнении с предыдущими годами это, говорят, много. Большая часть из этого числа - дети, которые плохо говорят либо не говорят совсем. Мест в детском саду компенсирующего вида № 162 "Рекорд" (бывший Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции), при котором работает ПМПК, сегодня нет. Здесь, как и везде, - очередь: встав сегодня - место, обещают в комиссии, будет на следующий год.
Логопедически больных детей, рассказывает директор "Рекорда" Галина Швакова, сегодня имеем по трем причинам: слабое материнское здоровье, родовые травмы и невнимание педагогов садов к речи детей (если раньше за звукопроизношением детсадовцев воспитатели следили, вели учетные записи, сейчас на это и внимания не обращают). Благо, есть кому патологией заниматься. Если раньше, рассказывает Галина Васильевна, своих людей отправляли в Питер или Москву, затем, чтобы получали там специальное образование, а после возвращались и занимались детьми с речевой патологией, сейчас ПГУ (факультет коррекционной педагогики) уже два набора собственных специалистов выпустил. И что хорошо, 99 процентов выпускников обоих выпусков (2005 и 2006 годов) пошли работать по специальности.
Сегодня в Архангельске на 70 садов работает 44 речевые группы. Плюс логопункты. Последние - для детей только с нарушением звукопроизношения. В речевые группы берут, если нарушен весь речевой механизм - грубо говоря, если ребенок не только слова не выговаривает, но и не может составить связного рассказа. В 23-й, 9-й и 32-й школах открыты пять классов для детей с нарушениями речи.
По-прежнему на школу один логопед. И тот положен лишь на начальное звено: по закону, логопед в школе оказывает помощь только детям с первого по четвертый классы. Жизнь показывает, дефекты речи у детей и в среднем звене никуда не деваются, но помощи им ждать уже неоткуда.
Логопедов отправили во все округа. За пять последних лет шесть речевых групп открыли в Маймаксе (она раньше вообще не получала помощи), открыт логопункт на Бревеннике, девять речевых групп в Северном округе, семь - в Соломбале. Где нет ни логопунктов, ни групп, так это на Силикатном. Ехать туда специалисты не хотят...
ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ С ПОРАЖЕННОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ
Поэтому и молчат, и заикаются...
Детей с речевой патологией, говорят медики, всегда было много. Но если раньше то были в основном косметические дефекты, то сейчас возрастает тяжелая речевая патология - новорожденные все чаще сегодня страдают поражением центральной нер-в--ной системы. Отсюда и заи-кание, и задержка речи, и прочие речевые дефекты.
Часто стали ставить диагноз ринолалия (врожденная расщелина губы, неба). Если прежде, отмечает врач-невролог ПМПК Людмила Труфанова, в течение года через комиссию могло и не проходить таких детей, то сейчас в одном только "Рекорде" таких массу лечат. Меж тем болезнь тем страшна, что после хирургического вмешательства (до этого же ребенок не может нормально ни жевать, ни сосать) нарушается речь. Растет ребенок уже логопедически больным.
Чересчур много стало заика-ющихся и детей, больных алолией (задержка речи). Самая распространенная сегодня - моторная алолия (когда ребенок речь понимает, но сам не говорит).
Влияет все, в основном перинатальные поражения - осложнения на стадиях беременности, родов, раннего послеродового периода. Неблагоприятно на речи ребенка могут сказаться как угроза выкидыша у матери и угроза прерывания беременности, так и низкий уровень гемоглобина в крови женщины (сейчас это почти у всякой). Последнее тем опасно, что ребенок в утробе испытывает недостаток кислорода.
"ИНФАНТИЛЬНЫЕ" ДЕТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ГОВОРИТЬ
От логопедов теперь можно услышать: дети стали более инфантильные. Родителям советуют не волноваться, если ребенку два, а он все еще молчит: дескать, заговорит потом - главное, чтобы все понимал. Успокаивают, в пять лет все скажет.
Врачи-неврологи диктуют: при нормальном развитии в год ребенок должен говорить 6-8 слов. Это минимум. Причем это должен быть не лепет, а полноценные слова. Не говорящий ребенок может понимать обращенную к нему речь, но интеллект его при этом "спит".
Чем чревато позднее говорение? Неврологи говорят, как минимум есть три беды: к пяти годам можно получить речь совершенно искаженную, или не говорящий, скажем, пятилетний ребенок попадает в сад и в среде говорящих сверстников у него развивается невроз, или в том же саду заговорил ребенок в стрессовой ситуации спонтанно - в итоге заикание.
ПИШУ КАК СЛЫШУ. А СЛЫШУ НЕПРАВИЛЬНО...
Чтобы ребенок писал грамотно, логопеды советуют научить его всем звукам за год до школы.
По свидетельству логопедов, если ребенок нормально развивается, звукопроизношение у него устанавливается к пяти годам - он овладевает шипящими, свистящими, сонорными. Если к пяти годам какие-то звуки ему не даются, до шести лет этот дефект надо откорректировать. В противном случае в школе у него будут проблемы с написанием слов, которые пишутся по прин-ципу "как слышится, так и пишется".
РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ УЧАТ ЧИТАТЬ ПО ЯПОНСКИМ ТАБЛИЧКАМ
В результате они перестают ориентироваться в русском языке.
Учить детей говорить и читать начиная едва не с грудного возраста - сегодня это стало почти что модно. Да не просто прочитывая ребенку сказки или показывая кубики с буквами - а вместо погремушек над кроваткой вешая таблички со словами, чтобы ребенок смотрел и запоминал. На шкаф вешают табличку со словом "шкаф", на зеркало - со словом "зеркало" и т.д. Идея - чтобы ребенок зрительно запоминал названия окружающих его предметов. Эту методику, предложенную японцами, можно не только проделывать дома, ее теперь успешно применяют в центрах раннего развития детей. Успешно в том плане, что родители, желающие, чтобы их ребенок заговорил как можно раньше, раскошеливаются. Большинство их и не подозревает, что после такого обучения ребенок перестает ориентироваться в родном языке.
Японская методика, говорят специалисты, потому не применима в русском языке, что в отличие от японского или китайского языков, русское письмо - аналитико-синтетическое (слова образуются путем прибавления приставок и суффиксов). В русской грамматике ребенок должен видеть морфему. Висит табличка "холодильник", а как в этом случае научить ребенка читать слова "холодный", "похолодало" и т.д.? Данная методика синтетического чтения, настаивают специалисты, применима только в синтетических языках: в японском и китайском иероглиф воспринимается целиком, если заменить элемент - получится слово с совершенно новым смыслом. Логопеды уверяют: при таком обучении ребенок не прочитывает слово, а просто воспринимает его зрительно, запоминает, как оно выглядит, после воспроизводит. После этой методики на уроке русского языка в школе ребенок попросту не сумеет выделить в слове корень.
Подготовила Марина ТРЕТЯЧЕНКО.
При составлении материалов использованы комментарии врача-невролога городской психолого-медико-педагогической комиссии Людмилы Труфановой и врача-логопеда областной детской клинической больницы Галины Аруевой.