Подобные правила подтверждения своей значимости придумали и люди. Для одних признаком величия стали звания и титулы (похоже, их больше других у ректора МИУ Ежова), другим важно количество од в СМИ.
Зачем реклама чиновникам? Правильно: чтобы любили. Будут любить - изберут на новый срок.
В принципе, ничего плохого в том, что градоначальник отчитывается за проделанную работу, нет. Только согласитесь: отчет отчету рознь. Одно дело, когда мэр публикует свои предвыборные обещания и раз, допустим, в год докладывает: выполнены пункт два и три, а один и четыре пока в работе. Коротко и ясно. И совсем другое, когда он сам не сходит со страниц газет и, кроме обычной прессы, которую никак не обвинишь в невнимании к Донскому, учреждает новую. Имею в виду "Новый Архангельск", бесплатно расходящийся тиражом в 96 000 экземпляров.
Передо мной - №2 от 28 октября. На девяти снимках собственно мэр. Его фамилия упомянута 49 раз. Еще 39 - почти синоним (в данном контексте) - "мэр". Выпуск и посвящен Донскому. Великому, как Ленин. Сравнение не мое - авторов газеты.
А вот мое: "Редактор газеты "Большевистские темпы" Борис Евгеньевич Ермолкин ... перед уходом еще раз просмотрел оттиск газеты. В передовой его интересовали не тема, не содержание, не стиль изложения, его интересовало только, чтобы слово "Сталин" упоминалось не менее двенадцати раз. О чем бы там разговор ни шел, хоть о моральном облике советского человека, хоть о заготовке кормов или разведении рыбы в искусственных водоемах, но слово должно упоминаться двенадцать раз, можно тринадцать, можно четырнадцать, но ни в коем случае не одиннадцать.
...Не существовало на этот счет никаких исходящих сверху инструкций, никаких особых распоряжений, а не только Ермолкин, но, пожалуй, каждый редактор днем и ночью слеп над серым газетным листом, выискивая это самое слово, и шевелил губами, подсчитывая" (из романа В. Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина").
Вот и у нас: "Донской встречался с народом", "Донской поручил директору предприятия", "посетил лесозавод", "открыл детский сад", "устроил девичий переполох", "вручил благодарность", "обрастает взаимоотношениями и единомышленниками", "побывал на островных территориях" и т.д.
Понимаю: Александр Викторович - молодой градоначальник. Обещал быть открытым. Вот и старается (хотя проход в мэрию зачем-то усложнил). Вроде бы радоваться надо: открытость дает возможность контролировать его решения. Только вот открытость и PR - разные вещи. Схематично: открытость - это статистика, PR - комментарии к ней. По голым цифрам, например, на потребительскую корзину никак не прожить. А по мнению властей, она выросла в этом году, и мы радоваться должны. Чувствуете разницу?
К сожалению, никто никогда не прописывал, что и как власть должна сообщать о себе людям. Власть и придумала: раз уж "чернуху" о ней писать все равно будут, организацию благоприятного имиджа следует взять на себя. Так родились денежные отношения со СМИ, которых, по идее, быть не должно.
Но власть от информационного обслуживания себя никогда не откажется. Надо быть сильной и уверенной. В этом смысле создание новой газеты - показатель слабости, страх критики, неумение общаться с оппонентами. А еще обилие отчетов о "текучке" - показатель тактической, но никак не стратегической работы руководителя областного центра.
Кому чувство меры отказывает в данном случае - самому Донскому или его "царскому" окружению, - не знаю. Как бы то ни было, короля играет свита, и мне легче предположить ее чрезмерное усердие, чем бестактность нового градоначальника (легче в том смысле, что любой промах Донского сегодня - это подозрение на нашу ошибку на выборах в марте).
Елена МАЛЫШЕВА