Неоригинальный для нашей сегодняшней действительности сюжет, правда? А метрах в двухстах от этого дома билборды в ярких оранжевых тонах задорно рекламируют узнаваемую бутылку "Славянской". Из слогана "Настоящая русская вода" словно случайно выпала буковка "к", но каждый русский и без нее прекрасно понимает, что имеется в виду.
Как сообщили нам в территориальном управлении Федеральной антимонопольной службы (ФАС), эта реклама явно противоречит закону, и ее распространение ФАС собирается пресекать, как совсем недавно это было сделано с рекламой АЛВиЗа, решившего рассказать городу и миру о новом оборудовании, благодаря которому его водку стало пить "мягче" и "веселей".
Возможно, со "Славянской" будет посложнее. Как оказалось, такая вода (не водка) действительно существует и продается в 12-ти торговых точках города. Причем, внешне она как сестра-близнец похожа на свою более крепкую и "убойную" родственницу: та же стеклянная бутылка, та же этикетка, даже крышечка точно такая же. Страшно представить, сколько гнева вымещают на продавцов этого двуликого януса обманутые ценители настоящего национального напитка. Но, видимо, эти моральные издержки щедро оплачены производителем.
Как же в этом случае антимонопольщикам бороться с умело завуалированной рекламой?
Ольга Спиридонова, сотрудник регионального управления ФАС:
"Упор будет сделан на том, что вода - не тот напиток, которым славится Россия. Словосочетание "настоящая русская" вызывает прямую ассоциацию с действительно характерным для нашей страны продуктом и вводит потребителя в заблуждение".
Штрафом от 40 до 50 тысяч рублей, а с нового года до 200 тысяч, может обернуться такая находчивость распространителю недобросовестной рекламы (именно он в данном случае несет ответственность). Статья 17 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещает рекламировать напитки крепче 15 градусов везде, кроме мест производства и непосредственной продажи. И, как утверждают в ФАС, арбитражный суд уже давно не принимает во внимание кажущееся разногласие между этой статьей и федеральным законом "О рекламе" 1995 года, в котором такого прямого запрета нет (на чем раньше часто "играли" производители алкоголя).
И все-таки сегодня антимонопольному ведомству не всегда удается доказать нечистоплотность рекламы и вывести на чистую воду тех, кто совершенствуется в подлоге. А новый закон "О рекламе", который позволил бы запретить рекламу не только алкоголя, но и других продуктов, выпускаемых под традиционным алкогольным брендом, прорвавшись в апреле этого года через первое чтение.