"Заходи, садись, держись, заткнись!"

0 0

 "Заходи, садись, держись, заткнись!"Водитель частного автобуса отнюдь не ди-джей, и музыку ему не заказывают. В пути он слушает ту, что по нраву ему. А заодно и все пассажиры. Вот только последним, как зачастую сегодня показывает практика, она давит на психику. И дело здесь не столько в разности музыкальных пристрастий, сколько в том, что человек, заплатив деньги за проезд, имеет право ехать в спокойной обстановке.

"Хорошо еще, если не болеешь"

Вопрос "Как вы относитесь к музыке в частных автобусах?" мы адресовали людям на улице. Есть у нашего народа излюбленная отговорка: "Да мне все равно". Подобные фразы нехотя бросали и нам. Только тогда не понятно, почему мамочки смущенно ерзают на сиденьях, когда водитель на весь салон при детях "гоняет" блатные песни. "Мне не мешает. Пусть играет. Мы люди простые. Может, натур творческих она и раздражает. Но ведь кучка людей не должна порядки устанавливать", - рассуждает одна из прохожих.

"Молодежи-то что? - парирует другая. - Она живучая. Любую музыку вытерпит. А старикам каково? И хорошо еще, если едешь и не болеешь. А то я порой в больницу езжу, так прямо стучит по мозгам. Мы и так одной ногой на том свете. Что же нас еще в общественных местах добивают?"

"Эту музыку тихо не слушают"

Еще раз повторимся: дело не в том, что именно звучит, а в том, что человек имеет право на покой в общественном месте. Понятно, что речь идет не только о транспорте. В парикмахерских, магазинах и прочих местах людям также создают подчас раздражающий музыкальный фон. Про-сто автобусами, где и творится такой произвол, люди пользуются чаще всего. У водителей-частников странная позиция: "Машина моя - что хочу, то и делаю".

Не из тех ли самых соображений, что "машина ваша", вы повсюду хамские надписи типа "Заходи, садись, держись и заткнись!" развесили? Пассажиры в большинстве своем люди взрослые и самодостаточные. Почему они должны терпеть такое унижение?

Вернемся к музыкальному фону. Однажды в одном из маршрутов звучала композиция Ильи Лагутенко. Средних лет женщина призналась соседке, что физически не переносит его песен. Рассказала, что после пяти-шести минут пения Мумий-Тролля у нее руки начинают трястись и голова болит. Водитель же развлекался тем, что слушал альбом этого исполнителя. Женщина не выдержала и попросила уменьшить громкость, на что водитель ответил: "Эту музыку тихо не слушают". И смачно затянулся сигаретой.

"ПРОСТО прибамбасы"

Побеседовать с работниками частного транспорта отправляюсь на одну из конечных остановок. Узнав о цели визита, на меня долго и удивленно смотрят. Потом соглашаются: "Да, если невпопад и громко - раздражает, а если тихо звучит музыка для всех поколений, то хорошо". Интересуемся, что, в их понимании, является музыкой для всех поколений. "Шансон - это разве плохо? - вставляет реплику молодая кондуктор. - У нас, например, играет "Авторадио". Пытаемся объяснить, что людей порой раздражает сам факт звучания. "Из-за одного человека музыку не слушать? - возмущается водитель. - Вы знаете, семеро одного не ждут. И никакой проблемы здесь нет. Это так, прибамбасы тех, кто жалуется".

Марина ТРЕТЯЧЕНКО

Америка себя успокаивает с помощью русской классики

На самом деле и в Европе, и в Америке такие фоновые вещи, как музыка, цвет, свет и даже запах считаются атрибутами, от которых зависит национальная безопасность. К их подбору и сочетанию относятся очень серьезно, их разрабатывают целые бригады психологов, дизайнеров. О том чтобы отдать это на откуп продавцу или водителю просто речи быть не может.

В транспорте должна быть тишина. В больших молах, то есть торговых комплексах, обычно мягкий цвет и свет, приятный запах и умиротворяющая музыка. В Америке это, чаще всего, русская классика.

Наши политики тоже поняли, что с помощью музыкального сопровождения можно манипулировать общественным сознанием. Удачный фон для рекламного ролика поможет увеличить количество голосов на выборах.

А в обыденной жизни и так раздраженное всевозможными неурядицами общественное сознание пытают круглосуточно в транспорте, магазинах, других местах громкими звуками.

КОММЕНАТАРИИ

Артем Перевертайло, начальник управления транспорта и связи мэрии г. Архангельска:

- Лицензии выдаются управлением автодорожного надзора РФ. Чтобы водителя лишить лицензии, им должны быть нарушены лицензионные требования, которые утверждены федеральным законом. На местном уровне мы применяем штрафные санкции. Дело в том, что мэрия с большинством перевозчиков имеет договора. В условии договора записано, что нельзя громко включать музыку, курить в автобусе. По поводу упомянутых надписей пока оговорок нет. Но мы сейчас готовим дополнения к договору.

Со стороны мэрии нарушения отслеживаются, так как время от времени поступают жалобы от пассажиров. И сами выезжаем на проверки, стараемся наказывать. Все данные систематизируются, и в дальнейшем при проведении конкурса будут учитываться. Таким образом работник, на которого поступило наибольшее количество жалоб, рискует остаться без работы. Что касается перечня музыкальных композиций, которые водителю разрешено слушать в пути, то такого пока нет. Но вопрос важный, будем над ним работать.

Маргарита Постникова, заведующая кафедрой психологии ПГУ:

- Когда человеку навязывается что-то извне, это всегда вызывает раздражение. Свою агрессию человек может выплеснуть здесь же на других пассажиров (уж не по той ли причине частота скандалов в транспорте возросла? - авт.). Надо принять во внимание и громкость музыки. Пассажир не имеет возможности ее регулировать. Он попадает в зависимость от шофера, который навязывает не только свои интересы, но также настроение. Человек зависимость чувствует и опять-таки плохо себя ощущает. И еще одно: каждый пассажир едет со своим настроением, со своими жизненными событиями. Согласитесь, когда у человека горе, ему не нужны песни-пляски. Тут уже не просто раздражение: человек внутренне разрушается.

Владимир Онуфриев, руководитель Архангельского камерного оркестра:

- Проблема в том, что водитель автобуса - как правило, молодой парень после армии - становится законодателем вкуса, скажем, для 60 процентов населения города. Самые разнузданные в этом плане маршруты -те, что идут по окраинам. Кто сидит за рулем? Парень с той же окраины. Он считает, что когда звучит что-то музыкоподобное, это уже культура обслуживания пассажиров. Что с этим делать? Если ввести нормы, то надо контролировать. Считаю, что рассматриваемый аспект - один из признаков цивилизации города. Архангельск причисляют к европейским городам. А в Европе такого нет.

Юрий Морозов, директор ООО "Архангельское предприятие "Автотехтранс":

- Мы не диктуем водителям, что им слушать. У каждого свои вкусы и пристрастия. Главное, чтобы в песне не было нецензурной лексики.

Александр Аншуков, директор "АПАП-1" :

- Считаю отрицательным то, что громкая музыка зачастую сопровождает пассажиров во время поездок в частных автобусах. В муниципальных кабина водителя отделена от салона, и потому, даже если человек за рулем слушает музыку, до пассажиров она не доносится. Однажды мне предложили реализовать проект рекламы в автобусах. Я отказался, так как знаю, что не каждый спокойно воспринимает это назойливое явление.


Похожие новости

Последние новости