Бесценная молельня с молодым Христом

0 0

 Бесценная молельня с молодым Христом Девять икон лежат рядками в фондах уже на законных основаниях. Но еще до последнего времени специалист по древнерусскому искусству Татьяна Кольцова не была уверена в том, что обретет наконец это чудо. Владелец мог найти более щедрого покупателя. Мог распродать иконостас поштучно и выручить больше. Министерство могло "зарубить" требуемую сумму. Трехсторонние переговоры шли целый год. Экспонаты вывозились для оценки в Москву.

Теперь все переживания позади. Татьяна Михайловна уже смотрит на бесценное приобретение без опаски, что заберут. Такой удачи никто не ожидал. Молельня - так по научному называют старообрядческий иконостас - исчезла из быта еще в конце прошлого века. Цивилизация приглушила даже истовых верующих. И ценности предков дети и внуки распродавали россыпью. Уже в 70-е годы полную молельню было не сыскать даже в самых дальних от цивилизации центрах старообрядчества.

Эта, видимо, одна из последних. Старики, до гробовой доски державшиеся за свою веру, умерли. Молельня досталась по наследству племяннику. Тот воспитан в древних традициях предков, но уже давно перестал следовать установкам веры. Да и трудно найти в современном доме место для огромного иконостаса. Молодой человек подумал, поколебался и решил продать наследство музею. И дяде будет память, и молельня для потомков сохранится. Там и условия хранения идеальные, и реставраторы.

Хотя иконы, по оценке специалистов, сохранились почти идеально. Такое редко случается. Просто иконостас никогда прежде не разбирался. Стоял все время в киоте под стеклом. И внутри сформировался особый микроклимат, который не давал ликам разрушиться.

Купленные иконы интересны сами по себе. Все с двуперстием, хотя написаны в 18-19 вв., во времена жестоких репрессий на старообрядцев. Когда на севере их невозможно было заказать. Именно в те времена Григория Максимова, иконописца из Онеги, отлучили от работы на православную Церковь на 10 лет только за то, что он написал старообрядческий лик. Поэтому заказывали в средней полосе, через посредников, и доставляли на место обманным путем, подавая на освидетельствование правящей церкви иконы без признаков старообрядчества.

Старообрядцы были приверженцами богатства и утонченности молелен. Поэтому иконы дорогие. Две из них в серебряных ризах тонкой работы. "Неопалимая Купина" и "Покров Пресвятой Богородицы" в изящнейшем исполнении палехских мастеров, на досках из липы. На полях многих икон - приписи, миниатюрные изображения святых хранителей заказчиков. Все образа - списки со старинных икон. Старообрядцы почитали древность, и даже новым ликам придавали флер старины.

Особенно необычен верхний ряд молельни (18 век), где Спас Эммануил (молодой Христос) в окружении ликов Архангела Михаила и Гавриила. Крупные образы, четко выписанные в молочно-коричневой гамме, по-северному неяркие и натуральные, вызывают ощущение реальности. Кроме иконостаса музей получил от наследников старинные рукописные и первые печатные книги в кожаных переплетах, киот и лампаду. Но уже в дар. Все это богатство широкой публике будет представлено лишь через год, после реставрации.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА


Похожие новости

Последние новости