Наверное, обманом в прямом смысле этого слова "бесплатные" кредиты все-таки назвать нельзя. Скорее - взаимное лукавство. Мы, покупатели, прекрасно знаем, где бывает бесплатный сыр. А продавцы явно догадываются, что мы в курсе. Но они уже ввязались в конкурентную борьбу - надо выдумывать все новые и новые "бонусы", чтобы привлечь покупателя. А нам приятно - вон как люди стараются втюхать нам один и тот же товар по очень похожей цене, но в разных торговых сетях - с разными наворотами, конкурсами и ритуальными танцами у прилавка.
Даже бабушки, готовясь полгода выплачивать по нескольку сотен с пенсии за новый утюг, нисколько не удивляются, что на ценнике указаны две суммы: поменьше - для обладателей наличных денег, побольше - для тех, кто хочет оформить кредит. Зато никаких процентов! И полное взаимопонимание.
Другой вариант: цена одна, но тем, кто платит сразу, предоставляется скидка. То есть базовая цена изначально завышена в расчете на тех, кто желает воспользоваться "бесплатным кредитом".
Вот если ни того, ни другого - цена одна, никаких скидок и никаких процентов, то обычному покупателю впору задуматься: а не он ли оплачивает кому-то удовольствие получить беспроцентный кредит? Ведь продавец-то явно себе в убыток работать не станет (ну разве что, товар уж очень сильно залежался или что-то с ним не так). Или "подводные камни" стоит поискать в тексте кредитного договора, может, там некие "технические расходы" предусмотрены...
Выгода? Ну, если хорошо подумать, сравнить, посчитать и внимательно почитать тексты кредитных договоров, то можно выбрать тот магазин, где выйдет немного дешевле. Это как купить что-то, к примеру, не за 6000 рублей, а за 5999. Никаких иллюзий насчет масштабов полученной выгоды нет: точно знаешь, что сэкономил всего рубль, но... Вот уже много лет схемой "минус один" пользуются продавцы во всем мире, и она продолжает работать.
Вера ШУБИНА